Пути формирования эстетического отношения к миру. Терминологическое пространство образовательной области Художественно-эстетическое развитие Становление эстетического отношения к окружающему миру Ценностно-смысловое. Методы эстетического воспитания

Елена Майкова
Формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру.

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей , способствующая развитию эстетических чувств ребенка , формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему , что нас окружает . Воспитание эстетического отношения к окружающему миру является сложным и длительным процессом. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями . Для того чтобы понимать прекрасное в искусстве и жизни, ребенку необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений , зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов. Одним из таких средств является музыкальное искусство. Мир музыки для ребенка – это мир прекрасных звуков, мир радостных и счастливых переживаний. Чтобы он вошел в этот мир, необходимо развивать у него способности восприятия музыкального искусства. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его шумов , улавливает звуки. Он внимательно слушает мелодию, сосредотачивается, замирает на некоторое время, прислушивается, реагирует улыбкой, некоторыми движениями. Дети постарше способны осмыслить некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования : как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Например : в танце мы можем имитировать цветы, из музыкального произведения «Щелкунчик» .Музыкальные произведения подбираются с учетом возрастной группы детей и их интересов . Слушая музыку, дети учатся различать характер музыкальных произведений, чувствовать единство поэтического и музыкального выражения. Для лучшего восприятия музыки, воспитатель использует словесные пояснения, в которых отмечается связь данной композиции с жизненными явлениями. Важно, пользуясь немногими словами, точно и правильно передать поэтичные характеристики образов, вложенных автором произведения с помощью выразительных средств. В процессе эстетического восприятия ребенок делает свои первые обобщения, сравнения и ассоциации. Желание узнать, о чем рассказывает музыка, заставляет детей прислушиваться к ее звучанию и стихам если это песня, улавливая при этом художественные образы. Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание – важная часть становления личности и развития ребенка. Высшим проявлением эстетического освоения человеком мира является художественная деятельность. Оно утверждает прекрасное в жизни. Задача искусства – раскрыть подлинную, порой не бросающуюся в глаза красоту человека, явление природы, творения рук человеческих. В изобразительной деятельности дети приобретают навыки и умения наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира , всматриваться в них, видеть как общие свойства, присущие многим объектам, так и характерные, индивидуальные, что помогает им потом при изображении наблюдаемого. Содержание знаний об изобразительном искусстве включает знания о книжной иллюстрации, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно-прикладном народном искусстве, о пейзаже, натюрморте, о портрете и т. д. у детей формируют знания о выразительных различных средствах искусства. Например, перед тем как нарисовать березу, мы рассматриваем иллюстрации или проводим наблюдения, затем на другом занятии дети сами начинают создавать на бумаге красивую березку. На последующих занятиях эту березку можно предложить нарисовать фломастерами, мелками, сочетать разные материалы, использовать разные способы вырезания ножницами, а так же предложить вылепить из пластилина и соленого теста. Провела экскурсию зимой и весной в природу. Безусловно, природа является важным средством эстетического воспитания . Именно в ней дети видят гармонию – основу красоты : разнообразие красок, форм , звуков в их сочетании. Дети полюбовались как величаво зимой береза под снегом. А весной с целью наблюдения за весенними изменениями в жизни растений, обратили внимание, как листья окрашены в ярко зеленый цвет, на березах и появились сережки. Дети также учатся рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать их содержание и выразительные средства, различать жанры. Детей учат понимать , что хотел рассказать художник своей картиной или скульптурой, какое передать настроение, а также выражать свое отношение . Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то своё, у них возникает желание самим изобразить что-либо красивое. Так зарождается творчество. Например, в старшей группе рассматривая и сравнивая репродукцию картин И. И. Левитана и А. И. Куинджи, мы привлекаем внимание детей к красоте летнего пейзажа, особенности цветовой гаммы, настроения, особенности рисунка березки и других объектов природы. Учим детей сравнивать картины , написанные на одну тему, но по-разному : каждый художник нашел свой мотив, свои средства выразительности. После предлагаем нарисовать свою березовую рощу, какая она у вас будет : веселая, грустная, солнечная, задумчивая. Дети формируют эстетическое воспитание через художественное слово (в сказках, рассказах, стихах и др) . Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного образа. Дети замечают связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. Дети хорошо отличают стихи от прозы, различают некоторые виды и жанры произведений литературного творчества (сказку от рассказа) . Активно развиваются творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки (про березу) . Дети же любят все прекрасное – и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в универсальности эстетической активности у детей : они любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере : дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием , он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами. Таким образом : эстетическое воспитание способствует развитию ребенка и становлению его личности.

Публикации по теме:

"Детство, это важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

ФГОС до: организация развивающей среды по поддержке интереса детей к окружающему миру и природе Эколого-краеведческое направление Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой.

Конспект НОД по окружающему миру «Путешествие на цветущую поляну» для детей раннего возраста Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Задачи:.

Конспект занятия по окружающему миру «Да здравствует мыло душистое!» для детей 6-летного возраста Тема: «Да здравствует мыло душистое» Тип занятия: Изучение нового материала. Цель: Познакомить детей со свойствами мыла и.

Проектная деятельность как средство ФЦКМ и положительного отношения дошкольников к окружающему миру «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму.» Китайская пословица 1 слайд Китайская пословица гласит: «Расскажи.

Развитие у детей интереса к окружающему миру через сюжетно-ролевые игры Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые.

Урок по окружающему миру в четвертом классе «Родственные отношения. Быт семьи. Семейное счастье» Урок № 47-48 Дата: Тема: Родственные отношения. Быт семьи. Семейное счастье. Цели и задачи: Способствовать пониманию взаимоотношений детей.

Урок по окружающему миру в 4 классе «Роль семьи. Обязанности и права детей» Урок №46 Дата: Тема: Что посеешь, то и пожнешь. Роль семьи. Обязанности и права детей. Цели и задачи: Раскрыть понятие «семья»: способствовать.

Взаимодействия воспитателей и родителей по формированию у детей любви к книге и окружающему миру в подготовительной к школе Взаимодействия воспитателей и родителей по формированию у детей любви к книге и окружающему миру в подготовительной к школе группе (рассказы.

Занятие по окружающему миру «Кошки» Цель: *Закрепить знания детей о кошке, как о домашнем животном; конкретное место обитания; назначение жизненно важных органов чувств; особенности.

Библиотека изображений:

Эстетическое (от греч. aisthetikos - чувственно воспринимаемый) - отношение человека к миру, в котором в концентрированном виде заключена сущность человека каксвободного и сознательного существа.Особенности эстетического отношения к миру проявляются в его эмоциональной наполненности, в особом чувстве удовольствия, "бескорыстности" эстетического переживания.

Однако это лишь внешние особенности эстетического отношения к миру. Кант И. рассматривал эстетическое как "целесообразность без цели". Всё окружающее в эстетическом отношении оказывается причастным человеку как деятельному , целеполагающему существу, но конкретный, практически ограниченный, имеющий определённые цели человек в эстетическом отношении как бы "не присутствует".

Всё вокруг наполнено смыслом, всё имеет отношение к человеку, но конкретный, "конечный смысл" скрыт, всё в эстетическом отношении, по словам Шиллера Ф., лишь "обещание радости". В эстетическом отношении человек переживает свои собственные "родовые" возможности, переживает человечность как свободное, осмысленное, творческое бытие, переживает себя в "горизонте возможного". Эстетическая ориентация предполагает переживание мира в его целостности, организованности, бесконечном многообразии как предпосылку универсального развёртывания человеческих способностей, каксферу приложения его творческих усилий. Эстетическое мироощущение воплощаетпотребность человека "остаться собой" и "быть всем", потребность стать универсальным существом, проникнуть взаконы звёздного неба и в глубины собственной души.Эстетическое отношение к миру - это освоение мира в его смысловой перспективе. Человекотносится к миру не как к объекту познавательного,производственного , социально-преобразующеговоздействия : мир уже не вращается вокруг моего эгоистического "Я". Происходит децентрация мира. Человек начинает чувствовать "душу" вещей, обретает способность к пониманию Другого. Эстетическое отношение к миру не являетсярациональной конструкцией, оно легко "подключается" к различным духовным образованием (иэксплуатируется ими) - кутопическому сознанию,мифу ,идеологии . Основные эстетическиеценности - прекрасное, возвышенное, трагическое - становятся основой эстетическойоценки окружающего. Тем самым, будучи осознанными, эстетические ценности начинают выполнять функцию исходных принципов эстетического отношения к действительности - становятся эстетическими категориями. Эстетические категории (как и категорииэтики ) ведут "двойное" существование. Они являются теми "очками", сквозь которые субъект эстетического отношения смотрит на мир, переживает его, оценивает; одновременно эстетические категории прекрасного, безобразного, возвышенного, низменного, трагического, комического являются объектом исследования особой науки - эстетики.

  1. Прекрасное и безобразное.

Одной из главных модификаций эстетического в классической эстетике, на протяжении многих столетий составлявшей предмет эксплицитной эстетики, является категория прекрасного. Она наиболее полно характеризует традиционные эстетические ценности, выражает одну из основных и наиболее распространенных форм неутилитарных субъект-объектных отношений, вызывающих в субъекте эстетическое наслаждение и комплекс вербально-смысловых образований в семантических полях совершенства, оптимального духовно-материального бытия, гармонии идеальной и материальной сфер, идеала и идеализации и т.п. Наряду с благом и истиной прекрасное – одно из древнейших этно-социо-исторически детерминированных понятий культуры, богословия, философской мысли.

Прежде всего очевидно, что сегодня можно с достаточной долей вероятности разграничить понятия прекрасного и красоты. Если прекрасное – одна из сущностных модификаций эстетического, т.е. характеристика субъект-объектных отношений, то красота, как показывает опыт историко-эстетического исследования, – категория, входящая в смысловое поле прекрасного и являющаяся характеристикой только эстетического объекта. С ее помощью фактически с античности стремились обозначить ту трудноуловимую совокупность свойств объекта (природного, предметного, произведения искусства), которая приводит к генерации чувства прекрасного, к неутилитарному наслаждению.

Категория безобразного возникла в эстетике как оппозиционная категории прекрасного. Ею обозначают ту область неутилитарных субъект-объектных отношений, которая связана с антиценностью, с негативными эмоциями, чувством неудовольствия, отвращения и т.п. В отличие от главных категорий эстетики эстетического, прекрасного, возвышенного, трагического, комического она имеет сложный опосредованный характер, ибо определяется обычно только в отношении к другим категориям как их диалектическое отрицание или как интегральная антиномическая составляющая (прекрасного, возвышенного, комического). Наиболее активно разрабатывалась в сфере имплицитной эстетики с древнейших времен, где осмысливалась в двух аспектах: безобразное в действительности и безобразное в искусстве.

Красота эстетического объекта есть невербализуемое отображение или выражение неких глубинных сущностных (духовных, эйдетических, онтологических, математических) закономерностей Универсума, бытия, жизни, явленное реципиенту в соответствующих визуальной, аудио или процессуальной организации, структуре, конструкции, форме эстетического объекта. Этим красота принципиально отличается от красивости, которая опирается только на систему поверхностных формальных характеристик объекта, детерминированных скоропреходящими веяниями поверхностного вкуса и моды. На восприятие красоты тоже влияют исторические, социальные, национальные, культурные, религиозные, антропные и другие параметры субъекта восприятия, однако некое сущностное ядро ее сохраняется константным, по крайней мере для человека как homo sapiens, и адекватно воспринимается большей частью эстетически развитых реципиентов всего человечества (об этом свидетельствует, в частности, планетарная легитимация красоты многих Произведений классического искусства, будь то древнеегипетский скульптурный портрет Нефертити, Венера Милосская или классическая японская гравюра XVII-XVIII вв.). Красота – одна из наиболее таинственных онтологических характеристик объекта, человека и Универсума в целом, оптимально выявляющаяся только в акте эстетического восприятия.

Красота объекта эстетического отношения является необходимым условием актуализации эстетического в модусе прекрасного. Нет красоты – нет и прекрасного. Однако наличие красоты отнюдь не достаточное условие для того, чтобы событие прекрасного состоялось . В не меньшей мере оно зависит и от субъекта восприятия, его объективных характеристик (наличия достаточно развитого эстетического вкуса, художественного чутья) и субъективной установки на эстетическое восприятие объекта. Последнее, однако, не всегда необходимо при наличии прекрасного объекта и высокоразвитого эстетического вкуса у субъекта. При их контакте (визуальном или аудио, как правило) искра эстетического восприятия высекается спонтанно, и человек даже без сознательной установки на эстетическое восприятие оказывается вовлеченным в него, автоматически выключаясь (пусть на мгновенье) из любых иных отношений с действительностью.

Ведущая позиция, определяющая принципы и содержание авторской программы, - методологическая уста-новка, отстаивающая самоценность изоб-разительного искусства как процесса и результата художественного творчества, посредством которого ребенок познает окружающий мир и себя в этом мире. Содержание художественного образова-ния в дошкольном учреждении - это запечатленный в изобразительном искус-стве духовный опыт всего человечества, раскрывающий вопросы бытия человека и смысла жизни с эстетических позиций.

Цель занятий изобразительным искусством - направленное и последо-вательное воспитание у детей эстетиче-ской культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающе-му миру.

Основные задачи занятий изобрази-тельным искусством в ДОУ:

  • Раскрыть природу изобразительно-го искусства как результат творческой деятельности человека.
  • Формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству как отражению жизни во всем ее многообразии, к окружающей действительности в целом и к самому себе как части мироздания.
  • Развивать эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс «эстетического переживания пережитого».
  • Знакомить с деятельностью художника (и народного мастера) на всех его уровнях: восприятие - исполнительство - творчество.
  • Формировать многоаспектный опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.

Основополагающая идея програм-мы состоит в том, что художественная деятельность на всех ее уровнях - вос-приятие, исполнительство, творче-ство - организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру. Эту идею раскрывает ряд принципиаль-ных положений.

Первое, Изобразительная деятель-ность предстает перед детьми как искус-ство.

Второе. Центральными в новом содержании становятся не конкретные темы, образы или настроения, а пробле-мы как способ постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире. В соответствии со специфи-кой предметного содержания, проблемы изобразительного искусства выражены в форме бинарных оппозиций; красиво/некраси-во, добро/зло, правда/ложь, живое/ неживое, реальность/фантазия и многие др. Эти понятия предстают как проблем-ное поле культуры, которое дети осваи-вают в активном творческом процессе на основе эмпатии, мышления и вообра-жения. В результате не искусство «опус-кается» до ребенка, а ребенок «возвышается» до искусства, что возможно лишь в культуросообразном образова-нии на всех его ступенях.

Третье. Проблемное поле культуры персонифицируется в образе человека (художника, мастера, педагога), который передает обобщенный опыт человечества и учит смотреть на мир «глазами человека». Человек - носитель культуры - формирует у ребенка разно-плановый опыт общения с искусством: восприятие, исполнительство, творче-ство (по принципу эстетического пере-живания пережитого, по вектору «от жизни - к искусству»).

Четвертое. Проектирование инва-риантного содержания изобразительной деятельности как идеального в условиях интеграции изобразительной и познава-тельной деятельности возможно при соблюдении ряда условий:

  • необходима трансформация материала, которая открывает в нем внутренние, скрытые, существенные связи и отношения, в результате чего дети само-стоятельно проходят путь «открытия» знания или способа действия;
  • в качестве знания выступает не «застывшая» информация, а процесс ее выведения (принцип моделирования художественного процесса, Л.В. Школяр);
  • выведение, «порождение» знания протекает как творческий процесс мысленного экспериментирования с материалом с целью постижения сущности эстетического явления на уровне культурных и личностных смыслов.

Изобразительное искусство является особым способом поиска человеческого смысла и его передачи другим людям. Основная линия развития ребенка в про-цессе занятий изобразительным искус-ством - его творческое самоопределение в историческом пространстве и времени культуры. Специфика изобразительной деятельности обусловлена тем, что ребе-нок осваивает общекультурные способы создания образов и свободно переносит их в разные содержательные контексты, наделяя личностными смыслами.

Рассмотрим это положение на примере умения завязывать узелок и бантик. Сначала ребенок учится завязывать узелок и бантик в сфере самообслуживания (повязывает шарф, завязывает шнурки на обуви, тесемки на куртке и шапке и т.д.). Затем это умение переносится в более широкий смысловой аспект: ребенок завязывает узелок и бантик когда надувает воздушный шарик, когда помогает маме красиво украсить шторы или упаковать подарок. На занятиях художественным трудом он использует это умение для оформления открыток, праздничных гирлянд, новогодних игрушек и т.д. в процессе познавательной деятельности идея «узла» помогает ребенку осмыслить понятие о взаимосвязях в окружающем мире. А педагог, проектируя варианты интеграции познавательной и художественной деятельности детей, вкладывает в «узел» и «бантик» универсальный смысл, понимая, что «бант» в своей основе имеет бесконечник, воплощающий всеобщую идею взаимосвязи и развития.

Модель эстетического отношения к миру предполагает развитие следующих универсальных способностей:

  • способность эстетического переживания, которое возникает на основе эмпатии и воображения, проявляется в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, проходя путь становления от ориентировочного действия к появлению эстетических интересов и предпочтений до формирования нравственно-эстетической направленности как позиции личности;
  • способность к активному освоению разноаспектного художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной, активной, творческой деятельности, а на этой основе - к личностному росту и саморазвитию;
  • специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство, творчество), поскольку в эстетическом воспитании детей веду-щая деятельность - художественная, развивающий характер которой обусловлен овладением детьми обобщенными и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах детского
    художественного творчества.

Специфика занятий изобразительным искусством в дошкольном учреждении состоит в обеспечении культурных и пси-холого-педагогических условий для овладения общими способами постиже-ния изобразительного искусства, позволяющими как можно раньше создать в эстетическом сознании каждого ребенка целостный образ изобразительного искусства и выйти в проблемное поле художественной культуры. Это индивиду-альное творчество и сотворчество, в котором ребенок распредмечивает содержание и постигает смысл своей деятельности. Именно эта невидимая внутренняя работа ребенка - скрытый от внешнего наблюдения процесс порожде-ния гармоничной формы как носителя смыслов - культурных и личностных, а также процесс экспериментирования с художественными материалами, изобра-зительно-выразительными средствами, способами создания образа - становится важнее законченного результата.

Научная новизна программы заключена в требованиях Федеральных Государственных Образовательных Стандартов:

Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы: становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и т.д.).

В целях реализации новой стратегии спроектировано инвариантное содержа-ние художественного образования как проблемное поле культуры, которое дети творчески осваивают в условиях интегра-ции изобразительной и познавательной деятельности, приобретая в результате идеальное знание (внеконтекстное, осмысленное, пережитое).

В результате найдены и системно выстроены методологические основания научной концепции стратегии формиро-вания у детей 2-7 лет эстетического отношения к миру.

Теоретическая значимость програм-мы состоит в том, что автором разработа-на теоретическая концепция формирова-ния у детей 2-7 лет эстетического отно-шения к миру в условиях амплификации изобразительной деятельности. Кон-цепция отвечает на запросы современной дошкольной дидактики и раскрывает эффективный путь обновления художе-ственного образования дошкольников, представленный в форме теоретико-методической системы, включающей цели, задачи, принципы, психолого-педа-гогические и культурные условия, инно-вационные технологии, формы, методы, критерии, перспективы.

Теоретическая модель формирования у дошкольников эстетического отноше-ния к миру открывает более широкую область применения в педагогической науке и практике. Конкретизированы следующие понятия: «эстетическое отношение», «амплификация», «интег-рация изобразительной и познаватель-ной деятельности», «картина мира». Введены в педагогический оборот новые понятия: «экопластика», «биокерамика», «бумажный фольклор», «прорезной декор»; расширен ряд теоретических представлении дошкольной дидактики и педагогики искусства.

Практическая значимость программы определяется тем, что она используется в широкой практике работы дошкольных учреждений России и ближнего зару-бежья, существенным образом изменяя целевые установки педагогов и вооружая их педагогической стратегией формиро-вания у детей эстетического отношения к миру в изобразительном творчестве.

Изобразительная деятельность рас-сматривается как специфическая дет-ская активность, в которой ребенок обретает «господство» над материалами, овладевает орудиями (художественными инструментами), создает эстетический продукт, реализует и познает свое «Я» и тем самым выражает эстетическое отношение к миру.

Эстетическое отношение к окружаю-щему миру может быть не только выявлено, но и сформировано в творче-ской художественно-продуктивной деятельности дошкольников. Изобразитель-ная деятельность, направленная на практическое освоение, творческое осмысление, самостоятельное создание детьми гармоничной и личностно значи-мой картины мира доступными изобра-зительно-выразительными средствами. Обладает высоким педагогическим и творческим потенциалом для формиро-вания эстетического отношения к миру.

Процесс формирования эстетического отношения носит динамический характер, определяемый соотношением искусствоведческого материала со спецификой детского эстетического универсума, а также эмоционально-ценностными ориентациями на основе мировоззрен-ческих категорий: привлекательное - непривлекательное, волшебно - доброе, волшебно - злое, реальное - фан-тазийное, красивое - некрасивое. Объект эстетического восприятия для дошколь-ников должен воплощать целостный и гармоничный образ мира.

Научно-методическая программа как общий план организации художествен-ного образования дошкольников, вклю-чающий цель, область применения, принципы и тактику реализации, психо-лого-педагогические и культурные ресурсы, опирается на педагогическую модель формирования у дошкольников эстетического отношения к окружающе-му миру средствами изобразительной деятельности в соответствии с целост-ной структурой социокультурного опыта, включающего эмоциональный, познава-тельный, аксиологический и деятельностный компоненты в их единстве и взаимосвязи.

1

Статья содержит краткий анализ этапов становления интегративного подхода, усиления его значения в соответствии с реализацией новой концепции образования, основанной на идеях гуманизации и ценностного отношении к личности. Автором даны характеристики компетенций, необходимых ребенку для освоения культурного пространства и самореализации в нем, раскрыты возможности искусств как наиболее эффективных средств эстетического воспитания, дан анализ программ дошкольного образования, ориентированных на формирование эстетического отношения к окружающему миру и развитие творческих способностей детей. В статье раскрывается значение интеграции как принципа организации образовательной деятельности, описаны этапы интеграционного процесса, варианты интегративных связей между объектами; определены необходимые условия, представлена роль сопровождающих факторов. Автор дает описание результатов образовательного процесса по формированию эстетического отношения дошкольников к окружающему миру на основе интеграции искусств, подтверждающих его эффективность – появление у дошкольников интегративных качеств, определяющих черты творческой личности.

результат.

новые способности

детерминанта

комплекс

структура

компетенция

социокультурный опыт

искусство

дифференциация

интеграция

1. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизм реализации // Интегративные процессы в педагогической теории и практике. – Екатеринбург, 1994. – С. 152.

2. Данилюк А.Я. Теория интеграции. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С. 440.

3. Краевский В.В. Проблема разработки образовательных стандартов модернизации образования // Модернизация образования: проблемы и перспективы. – Ч. 1. – Оренбург, 2002.

4. Краевский В.В., Лернер И.Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования. – М., 1983. – С. 191-202.

5. Мурзина И.Я. Региональное образовательное пространство и его составляющие // Образование и наука. Известия уральского отделения Российской академии образования. – 2008. – № 5. – С. 53.

6. Щярнас В.И. Принцип интеграции в профессионально-технической педагогике // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: технологический аспект: тез. докл. / Свердловский инженерно-педагогический институт. – Свердловск, 1991. – С. 7-10.

7. Яфальян (Лобова) А.Ф. Школа самовыражения. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 444.

Сегодняшнее образование представляет собой открытую, сложную и динамичную систему, характеризуемую высоким уровнем интегративных связей между отдельными ее компонентами, выбор и взаимодействие которых основаны на обеспечении условий для целостного и гармоничного развития личности, опосредованы конкретным историческим временем, социальными и экономическими изменениями, происходящими в обществе. Первые попытки создания новой системы образования на интегрированной основе были осуществлены в начале века в США Дж. Дьюи, в Германии Г. Кершенштейнером и в 20-х гг. в Советской России С.Т. Шацким, М.М. Рубинштейном. Созданные трудовые школы представляли собой принципиально новую систему образовательного процесса, основанную на «методе жизненного комплекса», объединяющем интеграцию знаний и умений из различных предметных областей вокруг некоторой проблемы . Теория межпредметных связей прочно вошла в педагогическую практику, благодаря исследованиям П.Р. Артурова, С.Я. Батышева, О.Ф. Федорова. Определение междисциплинарного взаимодействия как одного из принципов дидактики дано в работах И.Д. Зверева, В.Н. Максимова, М.М. Левина.

История развития науки XX столетия свидетельствует о нарастающей специализации (дифференциации) научного знания, дроблении окружающей действительности на множественность элементов, каждый из которых заслуживает внимания и исследования. Одновременно с эти в период середины - конца XX столетия явно просматривается тенденция к пониманию мира как целостности, в единстве и взаимозависимости всех его составляющих, желание увидеть и осознать единство объективного и внутренне субъективного существования. В этом смысле системный подход с его объективированным взглядом на совокупность элементов в их взаимосвязи представляется как разновидность холистического (всеобщей гармонии, гуманизации отношений) . Человек и мир, в котором он живет, воспринимаются как самостоятельно существующие и взаимопроникающие социокультурные системы, обуславливающие существование друг друга на протяжении истории. Образование при этом становится процессом освоения социального опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта, развития личности, раскрывающего ее творческие возможности.

Как показывает анализ теоретических источников, изучение и активное освоение механизмов интеграции в педагогической практике XX столетия осуществлялось в системе школьного и вузовского образования. И только на рубеже XX и ХXI веков проблема интеграции стала привлекать внимание исследователей и практиков дошкольного образования. Значение интегративного подхода в образовательном процессе ДОУ сегодня находит отражение в основных документах, определяющих политику развития дошкольного образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23.11.09 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», от 20.07.2011 г. № 2151 «Об утверждении требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», от 27.10.11 г. № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»). Согласно новой образовательной концепции условием становления эстетического отношения дошкольников к окружающему миру является, прежде всего, ценностное отношение к самобытному миру детства как важнейшему периоду в жизни ребенка; его развитию, обоснованному индивидуальной природой. Многочисленные исследования проблемы эстетического развития в период дошкольного детства (Ю.Ф. Лаврентьева, Т.В. Демидова, Н.С. Акатова, О.Ф. Николаева) рассматривают одной из основных задач формирование способностей ребенка к самовыражению, «обеспечивающему согласование внутреннего мира ребенка с внешними проявлениями его мыслей и чувств, с его словами и поведением, что в конечном итоге определяет развитие творческих способностей» . При этом особую роль приобретают знания. Обеспечивая возможность получения детьми первичного представления о законах бытия, которые являются основой формирования общей картины мира, понимания своего места в этом мире, они служат основой деятельности ребенка, позволяют представить последствия своих действий, предоставляют возможность определенным образом отнестись к познаваемому миру, оценить его явления, а также свои действия в построении отношений с окружающим миром.

Способы познавательной деятельности, которыми должны овладеть дошкольники, представлены в виде ключевых компетенций, определяемых как осознанная способность решать жизненно важные задачи (проблемы) в конкретных ситуациях.

1. Общекультурная компетенция: владение языком культуры, способами познания мира, способность ориентироваться в пространстве культуры.

2. Социальная компетенция: присвоение норм, способов и средств социального взаимодействия.

3. Коммуникативная компетенция: формирование готовности и способности понимать другого человека; эффективно строить взаимодействие с людьми.

4. Компетенция в сфере личностного самоопределения, обеспечивающая способность самовыражения (в дошкольный период закладываются ее основы): формирование опыта самопознания, осмысления своего места в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий .

Опыт творческой деятельности включает в себя информацию о социальном опыте (сведения о разных видах искусства, изобретениях и открытиях человечества, доступных пониманию дошкольника), а также отражает черты творческой деятельности, обеспечивающие возможность дошкольника решать проблемы исследовательского характера:

Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

Видение новой функции предмета (объекта);

Видение проблемы в стандартной ситуации;

Видение структуры объекта;

Способность к альтернативным решениям;

Комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми .

Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру в содержании познавательного процесса включает и социальную, и личностную составляющие. В социальном опыте дошкольников этот список ценностей выглядит следующим образом. Прежде всего, это - человек, его жизнь, здоровье, моральные ценности (добро, справедливость, честь, достоинство, любовь и т.д.), Отечество, культурные ценности (ценности произведений культуры, ценность языка, обычаев, традиций и т.д.), ценность свободы выбора. Важными составляющими ценностей являются ценность природы, Земли, Вселенной, ценность творческой деятельности и вообще деятельности на благо человека.

Личностная составляющая эмоционально-ценностного отношения к миру определяется ценностным выбором и связана с определением способа действия в предлагаемых ситуациях (воображаемых или жизненных).

Опыт эмоционально-ценностного отношения дошкольников к окружающему миру определяет способность к идентичности, которая «носит ценностно-ориентированный характер и может рассматриваться как одна из форм включенности человека в социально-культурное пространство».

Особую роль в формировании эмоционально-ценностного отношения дошкольников к окружающему миру играют чувства, активизирующие воображение, способности к перевоплощению, творческому преобразованию существующих объектов, явлений, отношений. Возникновение данных чувств опосредовано эмоциональным воздействием на сознание ребенка, силой которого в наибольшей степени обладают различные виды искусств. Основанное на явлении синкретизма, искусство создает условия для расширения ассоциативного поля; используемое в видовом разнообразии, обеспечивает усиление образной выразительности воспринимаемых ребенком предметов, явлений, отношений.

Рассматривая возможности взаимодействия различных видов искусства в формировании эстетического отношения дошкольников к окружающему миру, мы говорим об их интеграции. В качестве рабочего определения данного понятия нами выбрано следующее. Интеграция - есть качественно новое образование, возникающее на основе объединения в целое различных элементов, частей, функций, какой-либо системы, а также процесс, ведущий к такому образованию . Идея формирования эстетического отношения дошкольников к окружающему миру на основе использования интеграции различных видов искусств нашла отражение в многочисленных теоретических исследований (Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, Л.А. Венгер, А.А. Мелик-Пашаев, З.А. Новлянская и др.), в определении содержания программ дошкольного образования (Т.Н. Доронова «Радуга», Л.А. Венгер «Развитие», Л.А. Парамонова «Истоки», В.И. Логинова «Детство» и др.), при разработке образовательных технологий (К. Орф «Шульверк. Музыка для детей», О.П. Радынова «Шедевры классической музыки», В.А. Шестакова «Росток», О.А. Куревина, Г.Е. Селезнева «Путешествие в прекрасное» и др.). Однако, несмотря на достаточно высокую степень теоретической и технологической разработанности идеи использования различных видов искусств в эстетическом развитии дошкольников, анализ практики показывает, что произведения мирового искусства, являясь составляющими содержания образования, рассматриваются в основном как средства формирования познавательной сферы детей. Не достаточно используются возможности интеграции искусств в развитии эмоционального, оценочного и деятельностного компонентов системы эстетического отношения дошкольников к окружающему миру.

Реализация возможностей интеграции в построении образовательной системы, обеспечивающей развитие у дошкольников способностей активного и творческого освоения окружающего мира, строится на основе исполнения ее триединой роли: принцип, процесс, результат .

Проявляясь как принцип построения образовательного процесса, интеграция становится ведущей идеей в определении объектов интегрирования - различных видов искусств, наиболее близких и понятных детям (музыка, изобразительное искусство, художественная литература), соответствующих им видов художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной, литературной); в выявлении факторов, способствующих интегрированию, а также не способствующих этому (анализ влияния внутренних и внешних детерминант на формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру) (Ю.Ф. Лаврентьева, Т.Б. Захараш, Р.Р. Денисова); в формулировке ожидаемого результата (методика формирования эстетического отношения дошкольников к окружающему миру на основе интеграции различных видов искусств, система соответствующих психолого-педагогических условий, личностные и деятельностные характеристики «портрета» дошкольника, определяющие активность и творчество ребенка в освоении окружающего мира).

Рассмотрим более подробно значение факторов (внутренних и внешних детерминант), влияющих на процесс формирования у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру. Определяющими внутренних детерминант являются психические процессы дошкольников (восприятие, внимание, мышление, воображение, память), уровень развития которых на данном возрастном этапе обуславливает активность детей в освоении различных способов познания окружающего мира, систематизации полученной информации, вариативном использовании компетентностных возможностей для выражения своего отношения к явлениям и событиям, создания новых эстетических и художественных образов.

Большое значение для эстетического развития ребенка в этот период имеют навыки и умения, необходимые для осуществления продуктивных видов деятельности (музицирования, изобразительного и речевого творчества, театрализованной деятельности). Высокий уровень развития игровых умений в данном возрасте обеспечивает для ребенка возможность успешного апробирования в непринужденной и естественной для него атмосфере способностей к перевоплощению, проживания самых разных чувств, проявления самых разных эмоций. К числу используемых в образовательной работе с детьми игр относятся сюжетно-ролевые, дидактические, игры на установление эмоциональных контактов. Организуя последние, предпочтение отдается играм, представляющим этнокультурный и региональный компонент образования. Дети с интересом осваивают правила национальных игр народов Южного Урала (татар, башкир, русских, казахов), ориентированные на развитие и проявление наблюдательности (игры «Смелый охотник», «Кто быстрее», «Волшебный платок»), умение передавать красоту и пластику движений, характер эмоций и настроения («Веселые наездники», «Лиса и куропатки», «Будь ловким»), развитие ведущих психических процессов, определяющих готовность к восприятию разных видов искусств, активной и творческой деятельности по созданию самостоятельных художественных образов. Именно в процессе игры складывается система отношений с окружающим миром, развивается желание и способности к его усовершенствованию.

Определяя значение социокультурной среды в формировании эстетического отношения дошкольников к окружающему миру как внешней детерминанты, мы говорим о роли и значении следующего.

1. Микросоциум (семья ребенка, интерес, внимание и возможности родителей к использованию искусств в эстетическом развитии ребенка). На основе данных, полученных в ходе анкетирования родителей по изучению характера сотрудничества с педагогами и самоаудита педагогами взаимодействия с родителями по вопросам эстетического воспитания детей, были определены концептуальные основания данных отношений, спланировано содержание деятельности, основанное на активных формах социального партнерства участников образовательного процесса. Так, по инициативе и при активном участии самих родителей были созданы творческие клубы: «Семейное чтение», «Туристическая тропа», «Творческая мастерская», подготовлены и проведены конкурсы: «Наши семейные увлечения», «Открываем таланты», «Путешествие по генеалогическому древу нашей семьи», «Семейное портфолио», «Семья года», опубликованы родительские издания: «Азбука родительского воспитания», «Воспитываем мальчиков и девочек», «Наше творчество - юбилею родного Снежинска», организована работа разделов информационного сайта детского сада: «Галерея творчества», «Выставочные экспозиции музея детского сада «Чебурашка».

2. Социум ДОУ (определение интеграции видов искусств как концептуальной идеи в выборе и реализации содержания образования, создании предметно-развивающего пространства в ДОУ, формировании микроклимата, определяемого духом сотворчества детей и взрослых; повышение уровня профессионализма педагогических кадров, обеспечивающего возможность эффективного осуществления образовательной деятельности с детьми). Концептуальной основой программы дошкольного образования К.В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан «Гармония» является вариативное сочетание разнообразных видов музыкальной деятельности детей (слушание, музыкальное движение, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальная игра-драматизация). Усиление эффекта восприятия дошкольниками музыкальных произведений обеспечивается за счет интеграции музыки с изобразительным искусством, художественной литературой. Их содержание в образовательном процессе определяется программой дошкольного образования Л.А. Венгера «Развитие» (раздел «Художественная литература»), образовательной технологией полихудожественного воспитания дошкольников В.А. Шестаковой «Росток». Компонент, определяющий этнокультурную и региональную составляющую образовательного содержания по формированию эстетического отношения дошкольников к окружающему миру, представлен программой воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики Е.С. Бабуновой «Наш дом - Южный Урал». С учетом требований интеграции видов искусств осуществляется выбор организационных форм образовательной деятельности, в котором равное внимание отводится как непосредственно образовательной, так и последующей самостоятельной деятельности детей. Определяя и выстраивая содержание образования в ДОУ на основе интеграции разных видов искусств, педагоги успешно реализуют метод проектов, требующий активности, целенаправленной поисковой деятельности, сотрудничества и взаимопомощи всех его участников. В организации работы творческих групп большое внимание уделяется разработке идей музейной педагогики. Успешность реализации интегративного подхода обеспечивается необходимыми условиями, содержание которых представлено соответствующим программно-методическим и дидактическим сопровождением, комплексно-тематическим планированием образовательной деятельности с детьми, разнообразными игровыми материалами и техническим оборудованием, необходимыми для творчества дошкольников.

3. Макросоциум (расширение границ познания детьми окружающего мира, освоения комплекса искусств и проявления творческих способностей в разнообразной художественно-творческой деятельности в центрах культуры и дополнительного образования города, области, страны). Используя возможности расширения границ интегративного поля воздействия искусств на формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру, ДОУ поддерживает тесную связь с Центрами дополнительного образования города (музыкальной и художественными школами, детской библиотекой, многочисленными театральными студиями). Результатом такого сотрудничества являются участие и победы воспитанников детского сада в различных конкурсах юных дарований на уровне города Снежинска, Челябинской области, России («Утренняя звезда», «Юная поэзия Снежинска», «Минута славы», «Край родной - Земля Уральская», «Молодые зодчие России» и др.).

Исследование педагогической интеграции как основного процесса формирования эстетического отношения дошкольников к окружающему миру позволяет определить характер связей между видами искусств для создания целостной образовательной системы, обеспечивающей наиболее высокие результаты развития эстетического восприятия и творческих способностей детей. В качестве основных интегративных форм данного процесса рассматриваются комплексные занятия, творческие лаборатории, мастер-классы, тематические гостиные, экскурсии, викторины, конкурсы. По сущностному основанию интеграция может быть предметно-образной, понятийной, деятельностной, концептуальной. По степени плотности между интегрируемыми компонентами может иметь форму обобщения, комплекса, системы, синтеза, по видовому - как внутрипредметная (внутри одного вида искусства), так и межпредметная (между несколькими его видами). Выбор интегрируемых компонентов и установление интегративных связей между ними напрямую зависит от образовательных задач, сопровождается процессом дифференциации, позволяющим определить функциональное назначение каждого из компонентов интегративного новообразования, степень плотности и характер связи между ними, уровень интегративного процесса - величину результата интегрирования, чаще всего представленную как модернизация и новация. Перевод процесса интеграции на инновационный уровень обеспечивается благодаря потенциальным возможностям педагогического коллектива и родителей, реализующих авторский подход в создании оптимальных условий для образовательной деятельности с детьми (организация деятельности музея, развивающих центров в учебных кабинетах и группах), принимающих активное участие в реализации образовательных проектов, проведении тематических бесед, экскурсий, конкурсов, концертов, акций.

Показателями успешности и эффективности процесса формирования у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру на основе интеграции различных видов искусств являются данные о возросшей творческой активности детей. Анализ многочисленных детских работ позволяет говорить о достаточно высоком уровне и разнообразии знаний, полученных дошкольниками. Освоение навыков переноса и использования имеющейся информации в новых образовательных ситуациях определяет возможность продуцирования оригинальных идей и нестандартных решений. Говоря о развитии познавательных процессов, следует отметить совершенствование образного восприятия, ассоциативного мышления, речи, воображения; обогащение словаря, увеличение показателей концентрации внимания, долгосрочной памяти. Характеризуя особенности, эмоциональных проявлений, необходимо отметить их яркость, точность, глубину. Расширение границ социокультурного опыта обозначило устойчивую тенденцию в определении эстетических ценностей дошкольников, проявлении предпочтений и избирательности в творческой деятельности, активное осуществление которой стало возможным благодаря развитию специфических способностей: музыкальных, изобразительных и речевых.

Анализ результатов исследования процесса формирования у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру на основе интеграции различных видов искусств позволил сделать следующие выводы.

1. Изменения в общественной жизни, в системе межличностных отношений, признание целостности личности определяют тенденцию к интеграционным процессам.

2. Ценностное отношение к самобытному миру детства является основным условием реализации новой образовательной концепции развития личности, формирования навыков освоения ребенком культурного опыта человечества, актуализации его личностных возможностей, развития способностей к идентификации.

3. Наличие современных программ дошкольного образования, соответствующих новой образовательной концепции, обеспечивает возможность формирования у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру на основе интеграции различных видов искусств.

4. Интеграция искусств, выступающая в триединой роли (принцип, процесс, результат), определяет сущностную основу образовательного процесса по формированию эстетического отношения дошкольников к окружающему миру.

5. Учет внутренних и внешних детерминант, оказывающих влияние на интеграционный процесс, способствует получению более высоких результатов в развитии ключевых компетенций, определяющих черты творческой личности, ее способности к активному освоению и изменению окружающей действительности.

Рецензенты:

Мурзина И.Я., доктор культурологии, профессор, зав. кафедрой культурологии Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.

Сутырина Т.А., доктор педагогических наук, профессор инновационных образовательных теорий и технологий Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Филинкова Н.А. ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7488 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Эстетическое отношение рассматривается современной наукой как уникальный эмоционально-ценностный духовный феномен, универсальный способ взаимодействия человека, решающего проблему личностного смысла и самореализации, с окружающим миром и культурой.

Эстетическое отношение проявляется и формируется в эстетической деятельности. Эстетическая деятельность универсальна, она включает в себя: художественно-практическую, художественно-творческую (создание различных произведения искусства), художественно-техническую, художественно-рецептивную (восприятие искусства), рецептивно-эстетическую (восприятие красоты природы), духовно-культурную (выработка личного вкуса, эстетических оценок, суждений, идеалов), теоретическую (выработка эстетических концепций и взглядов). Эстетическое освоение мира опирается на все многообразие эстетических свойств действительности. «Венец эстетической деятельности - искусство. Здесь действительность человека возвышается до художественного творчества...» (Ю.Б. Борев ). активность эстетический духовный

Философы постоянно возвращаются к тому сознанию, что разгадать тайну о человеке и значит разгадать тайну бытия. «Познай самого себя и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира, без погружения в глубь человека давали лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке» (Бердяев Н.А. ). «Само сознание человека как центра мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без которой нельзя дерзать философствовать» [там же]. По мысли Н.А.Бердяева, антропологический путь - единственный путь познания вселенной, и путь этот предполагает исключительное человеческое самопознание. «Человек - малая вселенная, микрокосм - вот основная истина познания человека и основная истина, предполагаемая самой возможностью познания» .

Один из путей познания мира через самопознание - художественное творчество. Художественное творчество рассматривается в философии, психологии и педагогике как высшая форма эстетической деятельности, в которой эстетическое познание и созидание осуществляются на основе освоения и развития наличных форм культуры в результате формируется эстетическое отношение человека к окружающему миру. Художественное восприятие и творчество - канал соприкосновения «глубинного» и «вершинного», их взаимоперехода друг в друга. Художник выделяет вещь из ряда других вещей, из обыденного круговорота явлений и событий, «приподнимает» её над повседневностью. Происходит то «короткое замыкание» всеобщего на единичное, которое осуществляется силой воображения (Э.В. Ильенков ).

В творчестве происходит постижение красоты - одной из универсальных форм всего сущего. «В обыденной жизни красота чаще всего не вычленяется из целостного восприятия окружающего мира, но служит продолжением той общей картины, которая рождается на основе постижения мира» (П.С Гуревич ). Очелевеченная природа, искусство, человек - все оценивается по законам красоты. Восприятие красоты и многочисленных ее разновидностей не связано с утилитарными потребностями, потому красота бескорыстна.

Творчество понимается сегодня как основной способ существования и развития личности (Н.Н. Поддьяков . Следовательно, полноценная личность - это всегда личность творческая, развивающаяся, для которой характерно появление все новых и новых психологических новообразований и перестройкой уже сложившихся структур. К. Роджерс дал общую характеристику творческого человека «с его восприимчивой открытостью миру, с его верой в свои способности формировать новые отношения с окружающими», который не обязательно будет «приспособлен» к своей культуре, но в любой культуре он будет жить созидая, в гармонии со своей культурой .

Творчество объединяет различные сферы психического: деятельность, процесс, установку и личность (А. Маслоу ). А. Бергсон отождествляет творчество с процессами восприятия и создания новой формы: «Всякое человеческое произведение, содержащее известную долю изобретения, всякое произвольное действие, содержащее известную долю свободы, всякое движение организма, свидетельствующее о спонтанности, привносит в мир что-то новое. Правда, это только творение формы» . И далее: «...в известной мере, мы суть то, что мы делаем, и что мы творим себя непрерывно» [там же]. Творческий процесс - это своего рода качественный переход от уже известного к новому и неизвестному. Творчество - это особая форма процесса развития, оно диалектично и противоречиво. Творчество - интегративное явление, в котором происходит «встреча» объективного и субъективного миров.

В свою очередь, креативность (от англ. creativity, что означает «творческость», способность к творческой деятельности) - это имманентное свойство психического (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Ф.Т. Михайлов). Креативность рассматривается не как отдельный психический процесс, а как следствие изначальной внутренней включенности механизмов воображения (или близких им образований) в процесс онто- и функциогенеза различных психических явлений. С понятием «креативность» тесно связаны творческие способности - универсальные способности, позволяющие не только добиваться высоких результатов в репродуктивной деятельности, но и создавать новый продукт, отличающийся новизной и оригинальностью.

Анализ множества исторических фактов свидетельствует о том, что основным технологическим приемом человека-творца (как открывателя, созидателя, искателя истины и даже в некоторых случаях опровержителя) является овладение умением свободно перемещаться по информационным полям. При этом важную роль играет отсутствие негативного переживания относительно себя, поскольку потенциал творческого роста раскрывается на позитивных примерах и на стимулировании сильных сторон.

В ситуации острого социального заказа на исследование проблемы творческих способностей Д. Гилфорд отошел от классического деления мышления на индуктивное и дедуктивное, которые представляют лишь однонаправленное - конвергентное - мышление. Д. Гилфорд выделил принципиально иной тип мышления - дивергентное, выступающее парным в дихотомии конвергентное/дивергентное. Дивергентное мышление - это не направленное мышление, а способность мыслить вширь, что позволяет выйти за пределы, рамки один раз выбранного направления решения исходной задачи (с учетом видения других атрибутов объекта). Многие современные психологи рассматривают креативность и дивергентное мышление как синонимы.

Креативный потенциал - атрибут личности (по А.В. Брушлинскому, В.Т. Кудрявцеву). Именно воображение определяет то «единство аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский), которое в известной степени конституирует целостность личности и проявляется уже в «умных эмоциях» (А.В. Запорожец) дошкольника (Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев).

Личность - субъект творения новых форм культуры (Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев), т.е. общего и значимого для других людей, в которых он идеально представлен (В.А. Петровский), и одновременно - субъект самоизменения, саморазвития, самосозидания.

Искусство как основное средство эстетического воспитания и развития детей связано с образным познанием жизни. Художественные образы вызывают яркие эстетические переживания, активизируют познавательные интересы, способствуют выявлению и развитию различных способностей. Искусство и аккумулированный в нем потенциал воображения является, по мысли Л.С. Выготского, не просто средством социализации «сырого», «натурального» аффекта, «общественной техникой чувств», а содержит в себе механизм порождения «вершинных» родовых человеческих переживаний и отношений и создает основу для гармонизации интеллекта и аффекта .

Поскольку современная социальная ситуация характеризуется негативными проявлениями эмоциональной отверженности общества, эстетическую деятельность следует рассматривать как возможность совершенствования в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании красоты в окружающей действительности.

Социальные ожидания от эстетической деятельности велики, поскольку она транслирует доминанты современной педагогики: принципы актуальности, целевой направленности, этичности, контекстности, эстетичности, базирующиеся на правилах и нормах поведения, апробируемых в социуме, проверенных временем. При этом учитываются социально-педагогические аспекты эстетической деятельности: назначение (обеспечение преемственности поколений); структура (овладение опытом и соответствующее развитие личности); способ осуществления (эстетически окрашенная жизнедеятельность обучающихся); источник (социальные отношения, общение людей).