Закон о борьбе с табакокурением. Антитабачный закон о запрете курения в общественных местах

Как работает закон о запрете курения в общественных местах? Где курить действительно запрещено? Как маркируются знаками места запрета курения и место для курения? Кто нарушает антитабачный закон, а кто курит с полным на то правом? Отвечает эксперт.

Как действует антитабачный закон

Антитабачный закон заработал в полном объеме с лета 2014 года. Наша подборка вопросов и ответов поможет разобраться, на какие помещения и территории не распространяется запрет курения в общественных местах, а в каких случаях злостных курильщиков ждет наказание за дым и огонь там, где курить запрещено. Узнайте, как правильно организовать место для курения на предприятии и маркировать места запрета курения. Изучайте теорию и практику, чтобы защитить свои права или не платить штраф, если курение запрещено.

Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция

На вопросы отвечает Ирина Грудинская, председатель коллегии адвокатов «Ирина Грудинская и партнеры»

Где курение запрещено, а где запрет курения не действует

Не могу разобраться: на улице теперь запрещено курить абсолютно везде в публичных местах или только в каких-то определенных (например, возле автобусной остановки или у входа в магазин, в городском парке)?

Запрет курения в общественных местах распространяется не на все публичные помещения и территории. В июне 2014 года вступили в силу положения (далее - закон № 15-ФЗ), которые ввели запрет на курение лишь в определенных помещениях и на определенных территориях. Остальные положения закона о запрете курения начали применяться еще за год до этого. В том числе уже с 2013 года действует запрет на курение на территориях и в помещениях образовательных учреждений, учреждений культуры, по делам молодежи, физкультуры и спорта, а также там, где оказываются медицинские, реабилитационные и санаторно-курортные услуги. Еще запрещено курить:

  • в самолетах, общественном транспорте;
  • в помещениях социальных служб, любых органов государственной власти, местного самоуправления;
  • на любых рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
  • в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
  • на детских площадках, пляжах, автозаправочных станциях;
  • на расстоянии менее чем 15 метров от входов на вокзалы и станции метро.

Кстати, во многих местах из этого списка было запрещено курить и раньше (по Федеральному закону от 10.07.01 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», который был отменен с введением нового закона о запрете курения в общественных местах). А в июне 2014 года вступил в силу еще один блок запретов. Теперь курить нельзя еще и в поездах дальнего следования, на пассажирских судах дальнего плавания, на пассажирских платформах, используемых для пригородных поездов, в гостиницах и других помещениях для временного размещения и проживания, в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков и в нестационарных торговых объектах (ч. 1 ст. 12 закона № 15-ФЗ).

То есть вы можете курить на улице, если не находитесь в зоне, в которой курить запрещено. Например, у входа в метро, во дворе школы или поликлиники курить нельзя, а за пределами этих зон - можно. Но субъекты РФ вправе установить дополнительные ограничения курения табака (ч. 6 ст. 12 закона № 15-ФЗ). Так, в Москве курение запрещено на улице Арбат, она полностью стала зоной, свободной от табака.

Места запрета курения и знаки о запрете курения

Меня оштрафовали за то, что я курил, как выяснилось, рядом со зданием колледжа. Но я не знал ни о том, что это колледж (просто проходил мимо здания и остановился закурить), ни о том, что я нахожусь на его территории (мне казалось, что я достаточно далеко от здания). Разве в таких случаях можно штрафовать?

На территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, курение запрещено (п. 1 ч. 1 ст. 12 закона № 15-ФЗ). Такая территория должна быть обозначена специальным знаком о запрете курения (ч. 5 ст. 12 закона № 15-ФЗ). Возможно, в вашем случае его не было в месте запрета курения. Требования к знаку запрета курения и порядку его размещения утверждены приказом Минздрава России от 12.05.14 № 214н. В частности, запрещающий знак должен размещаться у каждого входа на территорию, в здание и иные объекты, где курение табака запрещено, а также в местах общего пользования, в том числе туалетах. Однако в законодательстве не указано, что отсутствие запрещающих знаков освобождает от ответственности за курение в неположенном общественном месте. Просто в этом случае ответственность должно понести еще и лицо, которое было обязано установить знак о запрете курения (ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ). Соответственно, если вы курили около колледжа, даже не зная, что находитесь на территории образовательного учреждения, это все равно считается нарушением антитабачного закона.

Правда, если рядом с вами никого не было (то есть никто не мог пострадать от табачного дыма), вы можете попробовать обжаловать постановление об административной ответственности по малозначительности правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ). Есть шанс, что в таком случае от штрафа за курение в общественных местах вас освободят (см., например, решение Сысольского районного суда Республики Коми от 12.02.14 по делу № 12-6/2014, опубликовано на сайте суда). Правда, учитывая, что сумма штрафа за курение в неположенном месте не так уж велика (от 500 до 1500 рублей - часть 1 статьи 6.24 КоАП РФ), люди, как правило, не готовы тратить время на его обжалование.

Запрет курения в общественных местах многоквартирных домов

Курение в подъезде, на лавочках рядом с подъездом и на детской площадке во дворе - давняя причина моих скандалов с соседями. Я астматик и не выношу табачный дым, даже если он попадает мне в открытую форточку. Где можно и где нельзя курить в многоквартирном жилом доме и рядом с ним? Как можно воздействовать на тех, кто эти требования не выполняет?

Запрещено курить в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов. Это предусмотрено в пункте 10 части 1 статьи 12 закона № 15-ФЗ. Перечень того, что относится к помещениям общего пользования, указан в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса, а также в пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.06 № 491. В частности, это лестничные площадки, чердаки, подвалы, территория парковки или гаражей в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Поэтому, если ваши соседи курят в подъезде или даже у входа в подъезд, это нарушение закона о запрете курения в общественных местах. Вы можете пожаловаться, что соседи курят в подъезде, участковому, в полицию, жилищную инспекцию, Роспотребнадзор или государственному инспектору пожарного надзора. Все эти органы вправе выносить постановления о штрафе за нарушение запрета курения в общих помещениях многоквартирных домов (п. 9 ч. 2 ст. 23.3, ст. 23.13, ч. 1 ст. 23.34, ст. 23.55 КоАП РФ). В заявлении нужно указать свои паспортные данные, сведения о правонарушителе, а также представить доказательства, подтверждающие факт курения в неположенном месте (подойдут фото или видеоматериалы). Штраф за курение составляет от 500 до 1500 рублей, а за курение конкретно на детской площадке он выше - от 2000 до 3000 рублей (ст. 6.24 КоАП РФ).

Место для курения на общем балконе дома

В нашем доме есть общие балконы - курящие жильцы всегда выходили туда, это никому не мешало. Обязательно ли официально делать эти балконы местами для курения, если это и так никому не мешает? Может быть, если я сам повешу табличку «место для курения» и поставлю пепельницу, этого будет достаточно?

Чтобы курить на общих балконах на законных основаниях, нужно оборудовать их как специальные места для курения. Для этого потребуется принять решение общего собрания жильцов. Дело в том, что общие балконы в многоквартирном доме являются помещениями общего пользования, а значит, курение на них запрещено (п. 10 ч. 1 ст. 12 закона № 15-ФЗ, п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.06 № 491). Но по решению собственников жилья в доме может быть выделено специальное место для курения на открытом воздухе или в изолированном помещении общего пользования с системой вентиляции (ч. 2 п. 2 ст. 12 закона № 15-ФЗ).

Если вы просто повесите табличку «место для курения» или поставите пепельницу, этого будет недостаточно. Обязательно должно быть решение общего собрания собственников в многоквартирном доме или лица, которому переданы полномочия по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома на основании решения собственников помещений, - например, товарищества собственников жилья или управляющей компании. Кстати, если в случае проверки Роспотребнадзора или органов пожарного надзора будет установлено отсутствие такого решения, то ответственность грозит не только самим курильщикам, но и управляющей компании или товариществу собственников жилья: штраф за нарушение закона о курении с юридического лица - от 50 до 80 тыс. рублей, с должностных лиц - от 20 до 30 тыс. рублей (ч. 2 ст. 6.25 КоАП РФ).

Закон о запрете курения и точки общепита

Так и непонятно - можно ли курить на открытых верандах кафе? Где-то запрещают, а где-то смотрят на это сквозь пальцы. И можно ли курить рядом с входом в заведение общепита?

Пока невозможно однозначно ответить на вопрос по поводу курения на верандах. В пункте 6 части 1 статьи 12 закона № 15-ФЗ установлен запрет на курение в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания, а также в нестационарных торговых объектах. А под помещением понимается часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями (п. 14 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.09 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). Исходя из этого можно сделать вывод, что открытая веранда не является помещением, а значит, курить на ней можно. Однако Роспотребнадзор в письме от 18.06.14 № 01/6906-14-25 разъяснил, что в местах, расположенных вне здания, но имеющих надземную часть (пол, настил и др.), навес либо любой вид ограждения (включая декоративное), курить все-таки запрещено. К таким местам относятся, например, веранды, шатры, палатки, балконы и т. п. А через несколько недель по этому поводу высказался Минпромторг России (письмо от 08.07.14 № ЕВ-10160/08). Он, наоборот, указал, что временные террасы, веранды, в том числе на крышах, не являются частью помещений организаций общественного питания или нестационарными торговыми объектами, а значит, запрет курения на такие места не распространяется.

В такой неопределенной ситуации многие заведения общественного питания решили пока не разрешать курить на террасах. Это связано с тем, что они ориентируются на позицию Роспотребнадзора, поскольку оштрафовать кафе за запрещенное курение может именно он (у Минпромторга таких полномочий нет). В частности, юридическим лицам грозит штраф от 60 до 90 тыс. рублей, а индивидуальным предпринимателям - от 30 до 40 тыс. рублей (ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ). Более того, у Роспотребнадзора есть полномочия оштрафовать и посетителей кафе, которые курят в нарушение запрета (ст. 23.13 КоАП РФ). Кстати, в Госдуму в июне 2014 года внесен законопроект № 558226-6, который может поставить точку в этом спорном вопросе: в нем предлагается прямо разрешить курить на открытых террасах. А что касается курения рядом с входом в заведение общепита, то это возможно. Исключение - если рядом находится территория, на которой по закону № 15-ФЗ курить запрещено (например, кафе работает на территории санатория).

На рабочих местах курить запрещено

Я работаю в обычной коммерческой компании, у меня отдельный кабинет - если я закурю, то никому не помешаю. Коллеги тоже все курят. Может работодатель с согласия трудового коллектива разрешить курение в помещениях?

Нет, не может. На рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, курение запрещено (п. 9 ч. 1 ст. 12 закона № 15-ФЗ). Никаких исключений из этого правила нет, даже если все работники дадут согласие на курение коллег на рабочих местах.

Единственное, что может сделать работодатель, - это принять решение об оборудовании отдельного места для курения, но только на открытом воздухе, а не в здании (п. 1 ч. 2 ст. 12 закона № 15-ФЗ). Причем, если работодатель не является собственником помещения вашего офиса (например, аренда в бизнес-центре), для этого придется договориться с собственником, потому что решение об обустройстве места для курения принимает именно он (п. 1 ч. 2 ст. 12 закона № 15-ФЗ).

Запрет курения на вокзалах и платформах

Все-таки можно или нельзя курить на вокзалах? Я часто езжу на электричках и, как и раньше, вижу курящих людей на перронах.

Вконтакте

Одноклассники

Министерство здравоохранения России во вторник поддержало запрет курения на расстоянии менее 10 м от входа в подъезд жилого дома.

Об этом сказано в проекте отзыва правительства на поправки в антитабачный закон. В Минздраве ждут конкретизации, к каким именно общественным зданиям относится запрет.

«Из обосновывающих материалов к законопроекту неясно, каким образом было определено расстояние от входов в подъезды многоквартирных домов, на котором предполагается установить запрет курения табака, - 10 метров», - говорится в документе.

Депутат Государственной думы, бывший главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко, уже одобрил законопроект о запрете курения возле подъездов.

Напомним, законопроект, предлагающий запретить курение возле подъездов многоквартирных домов, был вынесен на рассмотрение Государственную думы Совфедом в июне этого года.

А с 14 октября нынешнего года начали действовать новые антитабачные меры. С этого момента курить на улице можно будет только в строго отведенных для этого местах. Там должны быть установлены специальные знаки и пепельницы.

Органы государственной власти субъектов РФ «вправе устанавливать дополнительные ограничения на курение табака в отдельных общественных местах и помещениях». Однако улица не может считаться общественным местом или помещением.

При этом никотинозависимым в любом случае, в соответствии с принятым еще в 2013 году антитабачным законом ФЗ-15, придётся держаться подальше от остановок общественного транспорта, детских, спортивных площадок и других мест, где могут оказаться некурящие граждане.

Местами для перекура должны, в соответствии с новыми поправкам в законе, озаботится, в частности, работодатели. С этого момента уличная курилка должна соответствовать новым требованиям: иметь надпись «Место для курения», пепельницу, а в темное время суток быть хорошо освещена.

Работодатели могут также организовать курилку в помещении, однако при определенных условиях:

– Во-первых, это не должны быть учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта, то есть те, что перечислены в антитабачном законе от 2013 года.

– Во-вторых, офисная курилка должна располагаться не на производственной территории.

– В-третьих, эти изолированные помещения обязаны соответствовать всем нормативам: оборудованы вентиляцией, системой пожаротушения и пепельницами.

В соответствии с новыми поправками, собственники квартир имеют право за общий счет организовать курилку в подъезде. На ней тоже необходимо повесить знак «Место для курения», а внутри поставить пепельницы, огнетушитель, а также обеспечить искусственное освещение и, главное, качественную приточно-вытяжную систему вентиляции, которая не позволит дыму просочиться на общую территорию.

За курение в неположенном месте, по статье 6.24 КОАП, с физлица возьмут от 500 до 1.5 тысяч рублей. Исключение составляет перекур на детской площадке. Здесь курильщик за вредную привычку обязан заплатить от 2 до 3 тысяч.
Несоблюдение требований закона о запрете курения и рекламе табачных изделий для должностных, а также юридических лиц намного жестче:

В июне 2013 года глава государства Владимир Путин подписал антитабачный закон.

«Федеральный закон принят в целях реализации в российском законодательстве положений рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, ратифицированной Российской Федерацией в 2008 году, и регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», - сказано в сообщении Кремля.

Законопроект о курении призван решить сразу пару задач:

– отделить курящих от некурящих, защитив интересы последних;
– позаботиться о состоянии здоровья граждан, которые не приобщены к курению.

Законом, в том числе, запрещается табачным компаниям проводить лотереи, а также спонсировать фестивали. Помимо этого, сигареты убрали с витрин и прилавков, заменив прейскурантом на табачную продукцию.
Под запрет, в том числе попала продажа электронных сигарет, а также жевательной табачной смеси.

С 1 июня 2014 года в России начала действовать вторая, и более существенная, часть «антитабачного» закона.

Теперь курить нельзя в барах, ресторанах, кафе, на платформах вокзалов, в аэропортах, электричках и всем общественном транспорте.

Среди разрешенных объектов находятся:

— Дом, квартира, прочая недвижимость, оформленная в собственность на вас.

Транспортное средство, если оно в этот момент не передвигается.

– На улице по дороге от одного общественного места к другому (смотри перечень выше).

– В специально оснащенном помещении для курения.

С 14 октября этого года курить на улице разрешается только в строго отведенных для этого местах, где есть специальные знаки и пепельницы.

Относительно новомодного раскуривания кальянов, они разрешены только в специально оборудованных для этого комнатах баров и ресторанов.

В марте этого года Роспотребнадзор предложил Государственной думе включить парогенераторы (вейпы) в законопроект, который приравнивает электронные сигареты и кальян к табаку. И следовательно, применять к устройствам все запреты, которые действуют относительно табака.

В данном документе вводятся понятия «электронное курительное изделие» и «кальян», устанавливаются ограничения их использования в определенных местах, а также предусматривается ответственность за вовлечение детей в курение. За нарушения предполагается наказание в виде штрафа до 3 тысяч рублей.

В данном законопроекте также говорится о запрете на продажу электронных сигарет и кальянов несовершеннолетним. За несоблюдение ограничений в сфере торговли на должностных, а также юридических лиц предлагается налагать штрафы.

Согласно данным Росстата за первое полугодье 2017 года, курит практически половина граждан России – 40%. Средний возраст курильщиков составляет от 19 до 44 лет.

Большую часть курящих составляют (60%) мужчины. 20% от общего количества курильщиков – женщины. Почти у каждой четвертой девушки в возрасте от 20 до 30 лет в сумочке находится пачка сигарет.

Если сравнивать значения со статистикой, представленной Росстатом 10 лет назад, число курящих граждан России увеличилось на 450 000 человек. В среднем гражданин России каждый день выкуривает примерно 10 сигарет.

Согласно данным Совета Федерации, в настоящий момент в работе находится документ, который состоит из следующих положений:

– Фиксировать в стране все изготовленные и ввезенные табачные изделия, а также контролировать движение табачной продукции по регионам Российской Федерации.

– Ввести контроль за изготавливаемым оборудованием, применяемым для производства сигарет.

– Контролировать управление подлинностью акциза и специальных марок, применяемых в ряде табачной продукции.

Курение — проблема современного общества. Каждый год количество курящих людей возрастает. Приобщаются к нездоровому образу жизни дети и женщины. Даже будучи беременными, они не бросают вредную привычку. Поэтому не стоит удивляться низкому уровню здоровья подрастающего общества.

Федеральный закон «О запрете курения» был принят 12 февраля 2013 года, а одобрен 20 февраля того же года Советом федерации. Действующий ФЗ-15 основан на положениях Конституции РФ. В нем трактуется о вредном воздействии окружающего дыма и последствий вдыхаемого табака. Некоторые аспекты закона по борьбе с курением соответствуют другим нормативно правовым официальными документами РФ. Международным договором РФ могут быть предусмотрены другие условия. Как правило, они отличительны от действующего закона «О запрете курения». В этом случае действуют правила международного договора РФ.

Ниже перечислены общественные места, где нельзя курить по закону :

  • Школы, высшие и специальные учебные учреждения;
  • Оздоровительные учреждения;
  • Общественный транспорт;
  • Территории государственных служб;
  • Пляжи и детские площадки;
  • Автозаправочные станции и т.д.

Скачать

Действующий антитабачный закон «О запрете курения» вступил в силу в начале июня 2013 года. Однако некоторые положения стали действовать немного позже. К примеру, статья 13 действующего ФЗ по борьбе с курением была одобрена лишь 1 января 2014 года.

Список дополнений и даты вступления в силу других статей вы найдете в последней редакции закона.

Хотите скачать последнюю редакцию закона «О курении» с курением с изменениями, дополнениями и поправками? Перейдите по .

Последние изменения, внесенные в закон «О запрете курения»

Табак — это травянистое растение. Оно вызывает зависимость у большинства курильщиков. Многие из них не могут победить этот недуг. Лучший метод преодолеть зависимость от табака — заняться профилактическими мерами. В первую очередь необходимо снизить рекламу в средствах массовой информации. Также требуется снизить «пассивную» рекламу, которая проводится курильщиками в общественных местах. Иногда негативно влияет и демонстрация курения при соблюдении всех законодательных норм.

С каждым годом в закон «О курении в общественных местах» вносятся изменения по ужесточению требований к курильщикам. Несмотря на психологическую и физическую боль, законодатель игнорирует это состояние. А полицией накладываются штрафы в случае несоблюдения прописанных в законе условий.

Внесение последних изменений было осуществлено 28 декабря 2016 года. В новой редакции были дополнены части 4 и 5 статьи 25.

Ч 4-5 ст 25

Говорится о том, что внесенные в статью 18 пункты по борьбе с курением вступают в законную силу с 1 января 2017 года. В них описывается запрет незаконной торговли табачных изделий. Для этого действуют следующие меры:

  • Учитывается импорт и производство изделий из табака, которые перемещаются через границу Таможенного Союза гражданином;
  • Отслеживается статистика продаж табачных изделий и их равномерное распределение по регионам Российской Федерации;
  • Выявляются случаи незаконной торговли табачными изделиями. Предприниматели привлекаются к административной или уголовной ответственности, если не применяют меры по борьбе с курением. Кроме наложения штрафов, осуществляется конфискация товара.

Ст 12 ФЗ-15

Статья 12 закона описывает, в каких местах запрещается курение табака, в том числе с целью охраны окружающей среды. Таковыми являются:

  • Помещения и территории для получения образовательных знаний, учреждений культуры по делам молодежи, а также в области спорта и физической культуры согласно закону;
  • Площадки и помещения, которые необходимы для оказания реабилитационных и медицинских услуг;
  • Поезда дальнего следования и корабли дальнего плавания, если их услуги связаны с перевозками обычных граждан;
  • Воздушный транспорт (самолеты, вертолеты) и все виды общественного транспорта;
  • Помещения, созданные для предоставления гостиничных и жилищных услуг согласно закону;
  • Здания, в которых оказывают бытовые услуги, сервисы общепита, помещения для ведения предпринимательской деятельности и т. д.;
  • Рабочие места и зоны для организации рабочего труда;
  • Многоквартирные дома и лифты;
  • Детские территории и пляжи с высокой плотностью населения;
  • Автозаправочные станции и так далее.

Рассказываем, как работает ФЗ-15 о запрете курения в общественных местах: какие штрафы предусмотрены для курильщиков; где можно, а где нельзя «дымить»; распространяются ли ограничения закона о курении на летние кафе, балконы и подъезды.

Федеральный закон ФЗ-15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» был принял в 2013 году. Закон о курении серьезно ограничил права курильщиков, которых «вытеснили» из ресторанов, спортивных сооружений и других общественных мест, где теперь нельзя «дымить». В административный кодекс были внесены поправки, ужесточающие ответственность для нарушителей ФЗ-15 о запрете курения. Курильщикам, а также организациям, которые не соблюдают установленные запреты на курение табака, грозят серьезные санкции. По данным Роспотребнадзора, только за первое полугодие 2017 года в качестве штрафов за курение в общественном месте, а также за другие нарушения ФЗ-15, россияне были оштрафованы на 60 млн рублей.

Расскажем подробнее, как работает «антитабачный закон»: где можно, а где нельзя курить.

Где нельзя курить по новому закону – 2018-2019гг.

Довольно внушительный список мест, где запрещено употребление табака, содержится в ст. 12 ФЗ-15 о запрете курения. Нельзя курить:

  • в обр. и учебных организациях (школы, техникумы, ясли и т. д.) – запрет распространяется не только на помещения, но и на окружающую территорию;
  • в культурных и спортивных объектах (цирки, филармонии, стадионы и т. д.)
  • в мед.учреждениях, включая поликлиники, больницы и санатории;
  • на любом виде общ.транспорта как городского и пригородного, так и дальнего (поездах, пароходах, самолетах и т. д.) – запрет распространяется на платформы поездов и остановки автобусов;
  • на расстоянии менее 15-и метров от вокзалов, аэропортов и других транспортных сооружений;
  • в хостелах, общежитиях, отелях и других зданиях, где предоставляются услуги по размещению граждан;
  • в помещениях для торговли и предоставления услуг;
  • в зданиях, где располагаются соц.учреждения и службы;
  • в зданиях, где находятся органы исполнительной и законодательной власти разных уровнях;
  • курить на рабочем месте;
  • в лифтах и других общественных местах МКД;
  • на детских площадках и пляжах;
  • нельзя курить на АЗС.

Как видно из перечня, закон о запрете курения в общественных местах достаточно строго ограничил курильщиков в правах. Если раньше они могли спокойно курить в кафе, в своем рабочем кабинете, в тамбуре поезда, то теперь в этих местах по закону должен висеть знак запрета на курение. Если проигнорировать ограничение, то есть риск получить штраф за курение в общественном месте.


Где можно?

Здесь действует принцип: все, что не запрещено, то разрешено. Поэтому прежде, чем взять в рот сигарету, курильщику надо убедиться, что он находится в месте, где не действует запрет курения. Ограничения не распространяются на:

  • места на открытом воздухе вдали (более 15 метров) от общественных учреждений, остановок транспорта, спортивных и культурных объектов;
  • изолированное жилое помещение личного пользования (нельзя запретить человеку курить у себя в туалете, ничего не говорит закон о курении на балконе своей квартиры);
    специально оборудованные места для курения, они же – курилки, которые могут быть организованы как на предприятии, так и в кафе, в МКД и других зданиях.

Как должна выглядеть курилка в 2018 году?

Требования к организации специально отведенных мест для курения устанавливает закон о курении в общественных местах. В 2018 и 2019 году эти правила не претерпели изменений.

Курилка на улице должна иметь:

  • табличку «место для курения»;
  • освещение в ночное время;
  • пепельницу.

Курилка в помещении должна:

  • быть изолированной, чтобы некурящие работники не чувствовали запах дыма;
  • иметь вентиляцию (для аналогичных целей);
  • табличку «Место для курения»;
  • пепельницу;
  • огнетушитель.

Штраф за курение в общественном месте – сколько платить в 2018-2019 годах?

В КоАП есть несколько статей, которые предусматривают наказание в виде штрафов за нарушение запрета на курение и других ограничений, установленных ФЗ-15:

  1. статья 6.23 предусматривает штраф за вовлечение несовершеннолетних в курение табака: от 1000 до 2 000 рублей – для граждан; от 2 000 до 3 000 рулей для родителей ребенка. Под это нарушение попадает покупка сигарет для подростков, «угощение» их табачной продукцией и др. нарушения;
  2. статья 6.24 предусматривает штраф за курение в общественном месте – от 500 до 1000 рублей. Более строгое наказание предусмотрено за курение на детской площадке – от 2 000 до 3 000 рублей;
  3. статья 6.25 предусматривает ответственность для должностных лиц, юрлиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение закона о курении в части организации специально оборудованных мест для курильщиков или за игнорирование установленных в законе ограничений. Минимальный штраф – 10 000 рублей, максимальный – 90 000 рублей.


Ответы на популярные вопросы

Можно ли курить в летнем кафе?

Нельзя. Такова позиция Роспотребнадзора, обозначенная в письме от 18.06.2014 N 01/6906-14-25. Устанавливая этот запрет, контролирующий орган исходил из того, что и веранда, и терраса летнего кафе также используются для предоставления услуг общепита, а значит являются частью помещения.

Где можно курить в аэропорту?

В Аэропорту можно курить в специальной изолированной курительной комнате, которая оборудована вытяжкой, пепельницей и соответствует всем требования ФЗ-15 о запрете курения в общественных местах. Такие курилки оборудованы в большинстве аэропортов мира, включая российские: Домодедово, Внуково, Пулково. Если курительная комната закрыта, то курить разрешается не ближе 15 метров от аэропорта.

Можно ли курить на балконе своей квартиры?

Никаких ограничений для курения на балконе собственной квартиры пока не установлено, хотя такие инициативы периодически возникают. Однако если дым от соседа-курильщика не дает нормально жить, гражданин вправе подать к нему гражданский иск с требованием возмещения ущерба. В суде придется доказать, что курение соседа вредит здоровью и создает препятствия для нормального пользования жилым помещением. Для фиксации нарушение санитарных норм можно пригласить специалистов Роспотребнадзора. Времени для сбора всех необходимых доказательств потребуется немало, а перспективы иска туманные, однако такая возможность в законе все-таки есть.

ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями 2015 г.) был принят согласно Рамочной конвенции ВОЗ. Нормативный акт регламентирует отношения в области охраны здоровья людей от негативного воздействия дыма и последствий потребления изделий, содержащих никотин. Рассмотрим далее подробно ФЗ-15 "О запрете курения" с комментариями.

Ключевые направления

Для предотвращения возникновения патологий, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы, федеральный закон 15-ФЗ "О запрете курения" предусматривает определенный комплекс предупреждающих мер. В их число входят:

  1. Разработка налоговой и ценовой политики, направленной на сокращение спроса на соответствующую продукцию.
  2. Определение территорий, объектов и помещений, в которых потребление изделий, содержащих смолы и никотин, не допускается.
  3. Регулирование состава продукции и его раскрытия, установление требований к маркировке и упаковке.
  4. Информирование граждан о негативном влиянии продукции, содержащей никотин и смолы, а также вредном воздействии дыма.
  5. Установление запретов на стимулирование продаж и рекламу табачных изделий.
  6. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение потребления продукции, содержащей никотин и смолы, лечение зависимости и последствий.
  7. Пресечение незаконной продажи табачных изделий.
  8. Ограничение торговли продукцией, содержащей смолы и никотин.
  9. Установление запретов на продажу изделий несовершеннолетним, потребление ими табака и вовлечение их в процесс курения.

Категории объектов

"О запрете курения" устанавливает перечень территорий и участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается. В список входят:

  1. Территории и помещения, используемые для предоставления образовательных услуг, учреждения культуры и молодежи, спорта и физкультуры.
  2. Вагоны поездов и суда дальнего следования/плавания в процессе перевозки пассажиров.
  3. Помещения и территории, предназначенные для предоставления реабилитационных, медицинских и санаторно-курортных услуг.
  4. Воздушные суда, общественный транспорт любого вида пригородного и городского сообщения, в том числе суда.
  5. Помещения, предназначенные для оказания гостиничных, жилищных услуг, используемых для временного проживания/размещения.
  6. Территории, на которых предоставляются услуги торговли, общепита, осуществляется бытовое обслуживание, работают рынки.
  7. Помещения соцслужб.
  8. Рабочие зоны, организованные в сооружениях/зданиях.
  9. Лифты и территории общего использования в многоквартирных домах.
  10. Детские площадки и территории, занятые пляжами.
  11. Пассажирские платформы, предназначенные для посадки/высадки граждан при перевозке по пригородным маршрутам.
  12. Автозаправочные станции.

На участках, расположенных на открытом воздухе, также действует ФЗ-15 "О запрете курения". 15 метров - расстояние, на котором должен находится гражданин, потребляющий изделия, содержащие никотин и смолы, от входов в помещения:


Исключения

Они установлены в ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения". Положения статьи допускают потребление продукции, содержащей смолы и никотин, на специально отведенных участках. Их организацию проводят в соответствии с решением собственника имущества либо лица, уполномоченного им. Ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения" предусматривает ряд требований, в соответствии с которыми должно проводиться оснащение специально отведенных участков. В норме, в частности, определено, что в обязательном порядке должно устанавливаться вентиляционное оборудование на судах, пребывающих в дальнем плавании, а также в изолированных помещениях в многоквартирных домах. Общие требования к оснащению специальных участков на открытом воздухе определяются исполнительным федеральным органом, реализующим функции по осуществлению госполитики и нормативному регулированию в сфере градостроительства, архитектуры и ЖКХ, совместно со структурами здравоохранения. Они должны обеспечивать выполнение гигиенических нормативов по концентрации в воздухе соединений, выделяемых при потреблении продукции, содержащей смолы и никотин. Одно из обязательных требований для обозначения участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается по ФЗ-15 "О запрете курения", - вывеска. Требования к ее содержанию, а также порядок установки определяется исполнительным органом, уполномоченным правительством. Региональные органы госвласти вправе устанавливать на отдельных территориях или в помещениях дополнительные ограничения.

Меры по сокращению спроса

ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями) не допускает и рекламу изделий, содержащих никотин и смолы. Для реализации этой задачи не разрешается:


Спонсорство

ФЗ No 15 "О запрете курения" устанавливает ряд требований для компаний, осуществляющих вещание аудиовизуальных произведений, в которых производится демонстрация продукции и процесса ее потребления. В случае если теле-, видеофильм, кино-, теле-, видеохроникальная программа содержит соответствующие кадры, организатор показа должен обеспечить до или во время него трансляцию сообщений о вреде употребления изделий. Закон "О запрете курения" 15-ФЗ допускает демонстрацию продукции и процесса ее употребления при информировании граждан о возникающем вследствие этого вреде для здоровья и негативном влиянии на состояние окружающей природы.

Предупреждение незаконной продажи

ФЗ-15 "О запрете курения" (2015 г.) предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение неправомерной торговли соответствующей продукцией. К ним относят:

  1. Обеспечение ведения учета выпуска изделий, перемещения их через границу ТС в рамках ЕАЭС либо через госграницу России, розничной и оптовой их продажи.
  2. Отслеживание оборудования, используемого в производстве, перемещения и распределения продукции.
  3. Пресечение случаев неправомерной реализации изделий, привлечение виновных к ответственности, конфискация незаконно перемещенных, контрафактных предметов через границу ТС или госграницу России, их уничтожение в соответствии с требованиями законодательства.

Указанные мероприятия осуществляются на основании сведений налогового и таможенного учета, схем маркировки акцизными либо специальными марками, собственных информационных баз производителей. Федеральный орган, выполняющий обобщение и анализ данных, а также порядок, в соответствии с которым осуществляется обмен информацией между надзорными инстанциями, определяются правительством. Для предупреждения незаконной реализации изделий каждая упаковка и пачка подлежит маркировке в соответствии с положениями нормативных актов о техническом регулировании.

Организация продажи

В соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения", реализация изделий допускается в оборудованных подсобными, торговыми, административно-бытовыми, складскими структурами помещениях. При отсутствии на территории населенного пункта павильонов и магазинов продажа разрешается в других объектах либо развозным методом. ФЗ-15 "О запрете курения" не допускает реализацию продукции на выставках, ярмарках, дистанционным, разносным методами, с использованием автоматов либо прочими способами.

Выкладка товара

Фз-15 "О запрете курения" не допускает розничную торговлю с демонстрацией продукции на прилавке. Сведения о реализуемых изделиях доводятся до потребителей посредством размещения их перечня. Текст списка выполняется буквами одинаковой величины, черным цветом на белом фоне. Перечень составляется в алфавитном порядке. Напротив каждого наименования указывается стоимость. В перечне не должно присутствовать никаких рисунков и изображений. ФЗ-15 "О запрете курения" допускает демонстрацию продукции потребителю после ознакомления с указанным списком.

Дополнительно

ФЗ-15 "О запрете курения табака" не допускает розничную продажу сигарет, присутствующих в пачке в количестве меньше 20 шт., папирос и иных изделий поштучно, продукции, не имеющей потребительской тары, а также упакованной в одну тару с иными товарами, не содержащими никотин и смолы.

Ограничения для реализаторов

Как гласит ФЗ-15 "О запрете курения", в общественных местах не допускается не только потребление изделий, содержащих смолы и никотин, но и их продажа. В частности, речь идет об объектах массового скопления граждан. К ним относят помещения и территории, используемые для предоставления образовательных, культурно-досуговых услуг, учреждения для молодежи, спортивные, санаторно-курортные, реабилитационные, медицинские центры и комплексы, транспорт общего пользования пригородного и внутригородского сообщения, в том числе суда, сооружения, занятые органами местной и государственной власти. В зданиях железнодорожных и автовокзалов, в аэро-, речных и морских портах, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров, на объектах, предназначенных для оказания гостиничных или жилищных услуг, временного размещения или проживания, бытового обслуживания также не допускается реализация продукции в соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения".

Комментарии

Рассматриваемый нормативный акт устанавливает достаточно жесткие правила, направленные на ограничение распространения изделий, содержащих никотин и смолы. В особенности большое внимание уделяется мерам, предупреждающим потребление продукции несовершеннолетними. Предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность для субъектов, нарушающих положения ФЗ-15 "О запрете курения". Штрафы и прочие взыскания вменяются в соответствии с КоАП и прочими кодексами. Нормативный акт также не допускает продажу изделий, содержащих смолы и никотин, ближе 100 м по прямой линии от ближайшей точки, расположенной на границе с территорией, в пределах которой предоставляются образовательные услуги. При расчете расстояния не учитываются естественные и искусственные преграды.

Мониторинг

Оценка эффективности проведения мероприятий, ориентированных на предупреждение воздействия дыма и уменьшение объемов потребления изделий, содержащих смолы и никотин, включает в себя:

  1. Выполнение научных исследований. Они направлены на изучение причин потребления продукции, ограниченной в обороте, а также возникающих последствий, оценку действий, стимулирующих реализацию и употребление.
  2. Определение показателей состояния здоровья населения, динамики сокращения количества курящих граждан. Они используются в последующей разработке и реализации мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции.
  3. Выполнение санитарно-эпидемиологических исследований существующих масштабов потребления.

Определяет, что оценку эффективности и мониторинг мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного влияния дыма и уменьшение объемов употребления изделий, содержащих смолы и никотин, осуществляет исполнительный орган, реализующий функции по разработке и проведению госполитики и нормативного регулирования отношений в области здравоохранения, исполнительные надзорные структуры, работающие в сферах обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия граждан, защиты потребительских прав, статистического учета. Порядок их деятельности в рамках исполнения предписаний устанавливается правительством. В проведении мониторинга и оценке эффективности реализации предусмотренных нормативными актами мероприятий участвуют субъекты РФ в соответствии с региональным законодательством, а также на основании соглашений с исполнительным федеральным органом, осуществляющим выработку и реализацию указанных мер, а также обеспечивающим правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Использование результатов оценки и мониторинга

На основании показателей, полученных при анализе эффективности реализации предусмотренных мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного воздействия дыма и сокращение потребления изделий, содержащих смолы и никотин, исполнительный федеральный орган, выполняющий функции по разработке и выполнению госполитики и осуществлению нормативного регулирования в области здравоохранения, проводит:

  1. Информирование уполномоченных структур власти регионов, муниципальных образований и граждан о масштабах употребления продукции, ограниченной в обороте, а также реализуемых или запланированных мерах, ориентированных на его снижение.
  2. Разработку мероприятий, направленных на борьбу с распространением и незаконной продажей изделий. Они подлежат включению в целевые программы по охране и укреплению здоровья, а также в государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  3. Подготовку и представление доклада о реализации РФ положений Рамочной конвенции ВОЗ по противодействию потребления табака.

Ключевые принципы обеспечения защиты населения

Охрана здоровья граждан от негативного воздействия дыма и последствий употребления табака основывается на:


Полномочия госорганов

В рамках реализации положений ФЗ-15, федеральные структуры обеспечивают:

  1. Реализацию единой госполитики в области охраны здоровья населения от негативного влияния дыма и последствий употребления изделий, содержащих никотин и смолы.
  2. Защиту прав гражданина и человека в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
  3. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение употребления табачных изделий, лечение от зависимости и последствий потребления продукции, в учреждениях здравоохранения согласно действующим нормативным актам.
  4. Разработку и реализацию мер по охране здоровья граждан, включение их в целевые программы и государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  5. Координацию работы исполнительных органов госвласти, структур регионального управления в области защиты населения от негативного воздействия дыма и последствий употребления табачной продукции.
  6. Организацию и реализацию государственного контроля в сфере обеспечения охраны здоровья граждан.
  7. Международное сотрудничество РФ, в том числе заключение соглашений и договоров с соответствующими структурами зарубежных стран в области защиты населения от негативного влияния дыма и потребления табачной продукции.

В полномочия госорганов входит также еще и выполнение оценки эффективности и мониторинг реализации всех мероприятий, ориентированных на сокращение объемов производства и распространения изделий, содержащих смолы и никотин. Порядок выполнения обязанностей, пределы компетенции указанных структур определяются постановлениями правительства. Оно также осуществляет контроль деятельности уполномоченных структур в сфере обеспечения охраны здоровья населения от воздействия табака.