Теперь столичные работодатели могут сдавать отчеты по квотированию в онлайн-режиме

Основной документ, который регулирует отношения работодателей с ЦЗН, — это Федеральный закон «О занятости населения РФ» (в ред. от 03.07.2018). В соответствии с п. 2 и 3 ст. 25 работодатели обязаны сообщать в центр занятости населения следующее:

— данные о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;

— информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

— сведения о применении процедур о несостоятельности (банкротстве);

— сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства;

— сведения о принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации.

Зачем это нужно? Ведь во времена интернет-технологий предприятия могут сами искать себе сотрудников, объявлять о банкротстве у себя на сайте и пр., не прибегая к услугам ЦЗН. Требования призваны поддержать государственную политику в области занятости населения, которая способствует трудоустройству граждан, предупреждению массовой и сокращению длительной безработицы, поддерживает предпринимательскую инициативу и мн. др.

Отчет о вакантных местах. Точного определения, что такое вакансия, в трудовом законодательстве нет. Традиционно под этим термином подразумевается наличие незанятого рабочего места или должности, на которую может быть принят новый работник. Не важно, новая ли это штатная единица или вы ищете замену уволенному человеку. При этом должности, которые освободились из-за того, что сотрудник ушел в декрет или временно переведен на другую работу, вакантными не считаются. Сообщать о них в центр занятости не нужно.

А если речь идет о постоянном наборе сотрудников? Когда в организации «текучка» или работодатель хочет усилить состав отдела высококлассным специалистом? По таким вакансиям тоже нужно представлять сведения и следить за их своевременным обновлением.

Иногда бывает так, что в штатном расписании есть свободная единица, а потребности в таком сотруднике в настоящее время нет. Рекомендуем либо декларировать эти должности как вакантные, либо приводить внутренние документы в соответствие с актуальным состоянием штата.

На профильных форумах частенько возникает вопрос: а надо ли подавать нулевой отчет о вакансиях? Исходя из формулировки закона, сведения об отсутствии свободных рабочих мест подавать не нужно. Но работодатель должен уведомить ЦЗН о закрытии вакансии, если нашел сотрудника.

Важно! Сведения о свободных рабочих местах не должны ограничивать права или устанавливать преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.

Единой даты для сдачи статистической отчетности нет. Единственное требование — не реже одного раза в месяц. Каждый регион вправе самостоятельно утвердить крайний срок подачи сведений. Его можно узнать в региональном отделении центра занятости населения.

Отчета «Сведения о потребности в работниках, наличии вакантных мест» опубликован в приложении № 11 к Приказу Минтруда России . При этом регионы могут дорабатывать его по своему усмотрению. Актуальную форму можно запросить в своем отделении ЦЗН.

По указанным работодателем в отчете критериям ЦЗН подбирает соискателей и направляет их в организацию. Принимая в штат соискателя, работодатель в пятидневный срок возвращает его направление в ЦЗН с указанием дня оформления на работу. В случае отказа в трудоустройстве работодатель делает в направлении ЦЗН отметку о дне явки, причине отказа и возвращает направление соискателю.

Сведения о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Такие сведения работодатель должен сообщать в ЦЗН, если на предприятие распространяется требование ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов». Если в штате больше 100 человек, устанавливается квота для трудоустройства инвалидов — от 2 до 4 % от среднесписочной численности. Дополнительно к этому регионы могут нормативным актом определить квоту не более 3 % для организаций со штатом от 35 до 100 человек.

Игнорировать квоты и отказывать инвалидам в трудоустройстве обходится дорого — штраф от 5 000 до 10 000 рублей для должностных лиц. Статья КоАП РФ расценивает это как нарушение прав людей с ограниченными физическими возможностями.

Сведения о работающих инвалидах представляются ежемесячно. Единой утвержденной формы нет, региональные центры занятости устанавливают ее самостоятельно. Обычно в ней содержится информация о самой организации, общем количестве сотрудников, установленной квоте и фактически созданных рабочих местах. При необходимости в ней же можно указать вакансии, доступные инвалидам.

Сведения о применении процедур о несостоятельности. О применении процедуры банкротства работодатель обязан информировать службу занятости ежемесячно. И если сначала к работодателю применяется процедура наблюдения, о ней следует сообщить сразу. Если ее действие распространяется и на следующий месяц, об этом тоже требуется сообщить в ЦЗН. Сведения представляются в произвольной форме, если иное не утверждено региональным нормативным актом.

Сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства. Когда работодатель меняет организационные или технологические условия труда (производственные изменения, реорганизация компании и др.), зачастую это ведет к корректировке условий трудового договора по инициативе работодателя. ТК РФ допускает такой вариант, главное, чтобы не менялась трудовая функция сотрудника.

Однако серьезные изменения могут повлечь за собой массовое увольнение работников. В целях сохранения рабочих мест работодатель имеет право вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.

После того как решение принято, работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в ЦЗН в течение трех рабочих дней. Унифицированная форма для такого сообщения не установлена, но может быть определена, например, региональными нормативными актами. В противном случае информация подается в произвольной форме. Отчет должен содержать данные о количестве простаивающих работников или тех, кому установлено неполное рабочее время, а также время, на которое работодатель установил такой режим.

Сведения о принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации. Организация обязана уведомить службу занятости о сокращении штата за два месяца, а о предстоящем массовом увольнении — за три месяца (). этого отчета установлена Постановлением Правительства РФ . Она содержит сведения о каждом из сотрудников, подлежащих увольнению:

  • полные ФИО;
  • образование;
  • профессия или специальность;
  • квалификация;
  • средняя заработная плата.

При этом у регионов есть право дорабатывать отчетную форму по своему усмотрению.

Информация о штрафах. Непредставление, неполное или несвоевременное представление сведений в ЦЗН по любому из отчетов влечет административную ответственность. Должностные лица должны будут выплатить штраф от 300 до 500 рублей; юридические лица — от 3 000 до 5 000 рублей (ст. КоАП РФ).

Вместо заключения. Не стоит забывать, что в отношении службы занятости у работодателей есть не только обязанности. Сотрудничество с региональным ЦЗН может быть полезно. Самое очевидное — это, конечно, подбор персонала согласно обозначенным требованиям. А кроме того, любая организация вправе запрашивать у органов службы занятости информацию о положении на рынке труда. Сделать это можно в любой удобной форме: по электронной почте или через МФЦ государственных и муниципальных услуг совершенно бесплатно.

Основная цель любой коммерческой организации — получение прибыли. Однако Российская Федерация — социальное государство, поэтому закон устанавливает для бизнеса требования и в социальной сфере. В частности, государство поддерживает инвалидов и молодежь, так как этим категориям граждан труднее всего найти работу. И главным инструментом содействия их занятости является квотирование рабочих мест.

Вопросы квотирования рабочих мест регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 01.06.2017; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ), Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) и другими нормативными актами, в том числе субъектов Российской федерации.

Например, в Москве данный вопрос регулируется Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014; далее — Закон г. Москвы № 90). Также в Москве действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП; далее — Положение о квотировании), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т. д.). Эти нормативные правовые акты определяют правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест.

Разберемся, что работодателю надо сделать, чтобы организовать работу с квотированием.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЬ, ОБЯЗАНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАТЬСЯ КВОТИРОВАНИЕМ

Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Перед началом работы по квотированию необходимо выяснить, кого именно региональное законодательство относит к работникам, принимаемым по квотам.

Если в отношении инвалидов все ясно — это работники, признанные таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, — то критерии для отнесения к молодежи могут быть различными.

Пример
Закон г. Москвы № 90 относит к молодежи:
. несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
. детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, в возрасте до 23 лет;
. выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

Также могут разниться условия совместного квотирования инвалидов и молодежи.

Пример
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы № 90, если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи уменьшается на соответствующую величину. Однако «обратной» нормы, позволяющей уменьшать квоту для инвалидов, если принять на работу молодежь сверх установленной квоты, этот закон не предусматривает.
Таким образом, московский работодатель может обеспечить выполнение квоты только при условии трудоустройства инвалидов, так как сделать это только за счет трудоустройства молодежи нельзя.

ШАГ 2. ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР КВОТЫ

Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.

Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Пример
Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
Размер квоты на инвалидов составит:
250×0,02 = 5 чел.

Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.

ШАГ 3. ИЗДАТЬ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ О КВОТИРОВАНИИ

Если понятно, что организация обязана заниматься квотированием, и размер квоты рассчитан, следует принять соответствующее положение, в котором определить размер квоты, порядок работы по квотированию и ответственное за этот процесс лицо.

ШАГ 4. ВСТАТЬ НА УЧЕТ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

Копию устава или учредительного договора;

Информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

Данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

ШАГ 5. СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона РФ № 1032-1).

Какие именно формы необходимо сдавать, уточняйте непосредственно в службе занятости вашего региона.

Например, работодатели г. Москвы ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязаны предоставлять в территориальное подразделение Отдела квотирования сведения о выполнении установленной квоты по определенной форме.
Предоставлять эти сведения в Москве можно также через «Личный кабинет» Интерактивного портала Центра занятости населения (https://czn.mos.ru/).

Также работодатели обязаны представлять в органы статистики отчет по установленной форме. Форму № П-4 заполняют организации всех видов экономической деятельности и форм собственности, кроме субъектов малого предпринимательства.

В случае непредставления этой формы организацию могут привлечь к ответственности по ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа:

На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. (при повторном нарушении — от 30 000 до 50 000 руб.);

На организацию — от 20 000 до 70 000 руб. (при повторном нарушении — от 100 000 до 150 000 руб.).

Ю. Ю. Жижерина,
директор по персоналу

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Уже в текущем отчетном периоде, то есть с 1 октября московские работодатели могут предоставлять сведения о выполнении условий квотирования посредством Интерактивного портала службы занятости населения города Москвы через "Личный кабинет", иными словами, в онлайн-режиме (czn.mos.ru). Об этом сообщило ГКУ "Центр квотирования".

Чтобы сдать соответствующую отчетность, работодателю необходимо обратиться в территориальный отдел квотирования и получить доступ для регистрации на указанном портале. Затем на адрес электронной почты, который указан в карточке организации, будет направлен код активации. Также он может быть выдан на руки под подпись сотрудником территориального отдела квотирования. Процедуру активации необходимо пройти только один раз.

После активации и регистрации в "Личном кабинете" работодатель сможет заполнить необходимые поля формы 1-кв. "Квартальная". Там же появится подтверждение о принятии отчета.

Включаются ли при расчете квоты в среднесписочную численность работников те работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным? Узнайте из материала "Обязательное квотирование рабочих мест" в "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Интерактивный портал службы занятости населения города Москвы был запущен в сентябре текущего года Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы. К слову, при помощи "Личного кабинета" также можно отправить отчет о кадровом составе в Службу занятости и воспользоваться услугой содействия в подборе работников.

Напомним, в соответствии с действующим московским законодательством, работодатели, осуществляющие деятельность на территории столицы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, должны соблюдать квоту в размере 4% от среднесписочной численности работников. Из них 2% – для трудоустройства инвалидов и 2% – для трудоустройства некоторых категорий молодежи (ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 " "; далее – закон Москвы о квотировании рабочих мест). В том числе речь идет о выпускниках учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые ().

По установленным правилам, работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты, исходя из среднесписочной численности работников (). При этом он обязан предоставлять отчетность по квотированию в Центр квотирования ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом ().

Департамент труда и занятости населения Москвы изменил форму отчета работодателей по квотируемым местам для инвалидов и молодежи. Теперь данные для статистического наблюдения придется подавать в новой форме.

Департамент труда и занятости населения города Москвы опубликовал Приказ, меняющий форму отчета работодателей по квотируемым местам для инвалидов и молодежи. Теперь данные для статистического наблюдения придется подавать в новой форме. Причем это касается даже отчетов за первый квартал 2012 года. Возможно, некоторым московским компаниям придется переделывать отчет. Сделать это необходимо до 30 апреля. Согласно законодательству столицы, работодатели ежеквартально должны представлять сведения о квотах на рабочие места для инвалидов и молодежи. Такая обязанность возникает у компаний, которые соответствуют двум критериям:
  • фирма ведет деятельность на территории города Москвы,
  • среднесписочная численность работников хотя бы за один месяц отчетного периода составляла более 100 человек.
Форма по квотированию должна быть подана в московский "Центр квотирования рабочих мест" не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Условия квотирования перечисляются в соответствующем московском законе:
  1. Квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
  2. Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.

Организацию признают выполнившей требования, если принятые по квотам работники протрудились не менее 15 дней в месяц. Это необходимо подтвердить трудовым договором. Инвалидов и молодежи должно быть занято на предприятии по 2%, т.е. всего 4% от среднесписочной численности. Если молодежи в организации недостаточно, в бюджет города придётся перечислить компенсацию. Её размер равняется величине прожиточного минимума для трудоспособного населения в Москве на день уплаты. Если число инвалидов, принятых по квоте на рабочие места, превышает 2%, количество квотируемых мест для молодежи уменьшается на соответствующую величину. Непредставление, несвоевременное представление сведений по квотируемым рабочим местам, а также представление их в неполном объеме или в искаженном виде влечет ответственность, предусмотренную законодательством столицы. Это же относится и к невыполнению работодателем обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест. В приказе предусмотрена экономическая поддержка работодателей, которые создают, сохраняют и модернизируют квотируемые рабочие места для инвалидов и молодежи. Из городской казны будут предоставляться денежные средства на эти мероприятия, работодателям дадут некоторые преимущества при распределении госзаказов и предоставят налоговые льготы. Порядок получения такой экономической поддержки установлен Правительством Москвы, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Напомним, что квотирование рабочих мест является одной из основных форм социальной защиты инвалидов и молодежи в сфере труда и занятости. Квотирование рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, регламентируется отдельно в каждом субъекте страны. Положения о квотировании рабочих мест для инвалидов содержатся также в Федеральных законах "О занятости населения в Российской Федерации" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В организации работает 540 человек. Сотрудники трудятся в шести структурных подразделениях в разных регионах РФ.В Московском структурном подразделении (головной офис) работают 53 человека.Инвалиды в организации не работают.Вопрос – возникает ли необходимость в сдаче отчетности по квотированию рабочих мест (инвалиды и молодежь).Если да, то с какой периодичностью?Социальные отчисления мы перечисляем в отделения г. Москвы. Отчетность сдаем туда же.Вопрос – в случае, если мы должны сдавать отчет, куда мы должны его представлять? Единый отчет в центр занятости в г. Москве или по каждому структурному подразделению в местные органы занятости?

На территории города Москвы сдавать отчетность по квотированию рабочих мест не нужно.

Квоту обязаны соблюдать только те организации, численность персонала которых составляет более 100 человек.

По мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, квота должна рассчитываться пропорционально штатной численности работников организации на территории муниципального образования без учета филиалов и представительств, расположенных в других населенных пунктах.

В Москве численность сотрудников 53, соответственно квоты устанавливать и сдавать отчетность не нужно.

Что касается других регионов, то в некоторых регионах квота может устанавливаться при численности сотрудников 35–100 человек.

Нины Ковязиной

Как принять и организовать работу сотрудников-инвалидов

Квотирование рабочих мест

Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов

Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов.* От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:*

  • не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;
  • не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам спецоценки или бывшей аттестации рабочих мест.

На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов. Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов. При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать отдельными приказами, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. решение Ленинградского областного суда от 11 декабря 2012 г. № 7-717/2012).

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам (ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , ч. 3 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области распоряжением Мособлтруда от 16 мая 2014 г. № РВ-24 утверждены форма № 1 и форма № 2 , которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по форме № 1-квотирование , утвержденной приказом Департамента труда и занятости г. Москвы от 20 июля 2015 г. № 385 . Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в пункте 2.9 Положения, утвержденного .

Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (п. 6 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Государственный стандарт функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок утвержден приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 181н . При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что плановые и внеплановые проверки, которые проводит трудовая инспекция.

Из ситуации

Нины Ковязиной , заместителя директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Как происходит квотирование рабочих мест для несовершеннолетней молодежи

Для работников моложе 18 лет законом предусмотрено квотирование рабочих мест с целью их трудоустройства (п. 2 ст. 11 Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ). Несоблюдение данных квот влечет административную ответственность. При этом вопросы квотирования рабочих мест для молодежи отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов РФ (). Это значит, что порядок квотирования и меры ответственности каждый субъект определяет самостоятельно и в разных регионах этот порядок может отличаться: размером квот, мерами ответственности, порядком представления сведений о выполнении квоты.

Например, в Москве квотирование рабочих мест для молодежи регулирует Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 . Московские работодатели, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, обязаны создавать квотируемые рабочие места для молодежи за счет собственных средств. Квоты создают для трудоустройства:*

  • несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
  • детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
  • выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, которые ищут работу впервые.

Квоту обязаны соблюдать только те организации, численность персонала которых составляет более 100 человек.*

В целях квотирования работодатели г. Москвы в месячный срок после государственной регистрации предоставляют в ГКУ г. Москвы «Центр квотирования рабочих мест» следующие сведения:

  • копии устава, Положения, учредительного договора или решения собственника о создании организации;
  • информационное письмо органов государственной статистики об учете в статистическом регистре Росстата;
  • данные о среднесписочной численности работников на день установления квот. Эти сведения содержит форма № П-4 , утвержденная приказом Росстата от 24 июля 2012 г. № 407 . Если работодатель не сдает форму в органы статистики, то достаточно предоставить письмо произвольной формы, заверенное печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера.

Размер квоты для трудоустройства молодежи (включая несовершеннолетних) по Москве составляет два процента от среднесписочной численности . При определении квоты для трудоустройства молодежи численность работников филиалов и представительств организации, которые расположены в другой местности, не учитывайте (определение ВАС РФ от 3 сентября 2012 г. № ВАС-11395/12).* Исходя из установленного размера квоты, работодатели самостоятельно определяют количество квотируемых рабочих мест для молодежи. Сам расчет квоты для молодежи по г. Москве аналогичен расчету квоты трудоустройства инвалидов в указанном регионе. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа проведите в сторону уменьшения до целого значения ().

Считается, что работодатель выполнит квоту для несовершеннолетних в следующих случаях:

  • при заключении трудового договора с молодым сотрудником, действие которого в текущем месяце составит не менее 15 дней;
  • при ежемесячной уплате в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Размер такой компенсационной стоимости равен величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты.

Сведения о соблюдении квотирования работодатели представляют по форме № 1-квотирование , утвержденной приказом Комитета общественных связей города Москвы от 8 июня 2005 г. № 137 . Причем данные в ней формируют по месяцам, а подают ежеквартально – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Такой порядок установлен пунктом 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП .*

Трудоустройство несовершеннолетних в счет квоты работодатель осуществляет самостоятельно или по направлению органов службы занятости ().

Несоблюдение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для молодежи является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности. Для работодателей, которые осуществляют деятельность на территории г. Москвы, административный штраф за нарушение установленного порядка квотирования рабочих мест составит:

  • от 3000 до 5000 руб. – для должностных лиц;
  • от 30 000 до 50 000 руб. – для юридических лиц.

Квотирование рабочих мест для инвалидов: сложные вопросы

Установление квоты для приема на работу инвалидов предусмотрено ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о защите инвалидов).

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, квота для приема инвалидов устанавливается в размере от 2 до 4% среднесписочной численности штата.

В организациях, где работают 35–100 человек, квота для инвалидов не может превышать 3% среднесписочной численности сотрудников.

При этом конкретный размер такой квоты по регионам определяется в соответствии с законодательством субъектов РФ в пределах, установленных федеральным законом.*

СИТУАЦИЯ

Наша компания имеет представительство в другом городе. Как определяется квота для приема на работу инвалидов? Учитывается общая численность сотрудников, включая работников представительства? Или квота устанавливается отдельно для головной организации и отдельно для представительства?

Ответ на данный вопрос закон не содержит, но его можно найти в судебной практике. По мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, квота должна рассчитываться пропорционально штатной численности работников организации на территории муниципального образования без учета филиалов и представительств, расположенных в других населенных пунктах.

Кроме того, нужно учитывать общегосударственный характер задачи по трудоустройству социально незащищенных граждан именно по месту их жительства, что может быть выполнено только за счет рабочих мест на соответствующих территориях (см. определение ВАС РФ от 03.09.2012 № ВАС-11395/12 № А32-13713/2011) .*