Сергей егер - биография, фотографии. Сергей михайлович егер Сергей михайлович егер

Я считаю, что наряду со 154-й машиной эта также является визитной карточкой Сергея Михайловича, это венец его творчества в области военных машин. Я здесь не говорю об очень интересных проектах, которые, к сожалению, не были реализованы.

Мы очень многому учились у Сергея Михайловича, причем не только по техническим вопросам, но и применительно к жизненным, научным. Например, тому, как надо работать с технической литературой. Те, кто бывал в его кабинете, помнят, что напротив его стола стоял большой стеллаж, сделанный в макетном цехе, с большими прозрачными дверцами. Там было огромное количество литературы, не книжной, а периодической, в основном иностранной, технические переводы, отчеты ЦАГИ, ЦИАМ и другие. Любой технический материал, который приходил к нему, он считал нужным показать нам. А это были почти все новейшие разработки наших НИИ и КБ, и не только наших. Резолюции, которые шеф писал на отчетах ЦАГИ, направляя их нам, почти всегда были одинаковыми: «Прошу разобраться и доложить». Причем «разобраться» было ключевым словом в этой фразе. Он не любил поверхностных докладов.

Очень интересна объективная оценка Сергеем Михайловичем различных теоретических методов определения тех или иных величин. Когда мы пришли после института в КБ, нам казалось, что там очень мало используют ту теорию, которую мы изучали в вузе. И только через несколько лет он, рассматривая наши расчеты, сказал: «Вы столько напредполагали в исходных данных, что проще было бы сразу предположить результат».

Не буду подробно останавливаться на работе Сергея Михайловича со своими аспирантами (а мне посчастливилось быть его аспирантом тоже). Дорожа своим временем, он не вступал в пространные рассуждения и объяснения. Но, приходя иногда к нему с запутанной проблемой, я почти всегда уходил с моими же вопросами, но очищенными от второстепенной шелухи и «разложенными по полочкам» таким образом, что решение напрашивалось само собой.

Подводя итог, скажу что отношения между Сергеем Михайловичем и нами, молодыми инженерами, были не просто отношениями между начальником и подчиненными - это были отношения между Учителем и учениками, младшими товарищами, коллегами. И когда вышла первая его книга «Проектирование пассажирских реактивных самолетов» и мы пришли к нему с просьбой подписать эти книги для нас, он попросил оставить их. А когда вернул, то каждому, кому на полстраницы, а кому и на страницу, каждому индивидуально, были написаны пожелания, которые я бы назвал напутствием молодому коллеге в его дальнейшей работе в авиации. И я, по мере сил, стараюсь следовать этому напутствию, а книга эта для меня является самой дорогой памятью о совместной работе с Сергеем Михайловичем.

От всей души хочу пожелать молодым коллегам, которым еще предстоит работать в авиации, чтобы им на жизненном пути встретился такой же мудрый Учитель с большой буквы, как Сергей Михайлович Егер

Иван Корнеевич ВЕДЕРНИКОВ

Сергей Михайлович Егер был одним из главных ведущих специалистов ОКБ А. Н. Туполева - коллектива, создавшего летательные, плавательные и наземные аппараты самого различного назначения на уровне ре кордных, опережающих мировые достижения.

Мне выпало счастье встречаться с Сергеем Михайловичем и выполнять его задания.

Сергей Михайлович - статный, с чистым мужским голосом, благородными простыми манерами, спокойный и выдержанный - вызывал чувство доверия и симпатии с первого знакомства.

Впервые я познакомился с Сергеем Михайловичем при проведении макетной комиссии по самолету ТУ-126, в 1959 году.

Летно-тактическая секция, где я как представитель ГК НИИ ВВС был старшим, отработала и внесла предложения. Наиболее существенными из них были: снять с самолета кормовую пушечную установку, как не эффективную в борьбе с истребителями, имеющими ракетное вооружение, и сделать дополнительный люк для обеспечения аварийного покидания самолета членами летного экипажа, состоящего из 26 человек.

Предложение было принято. На самолете ТУ-126 в кабине операторов РЛС «Лиана» был сделан люк для аварийного покидания самолета. А у меня установились особое уважение и симпатия к Сергею Михайловичу за проявленную заботу о безопасности летного экипажа. Сергей Михайлович с большим уважением относился ко всем летчикам, а меня с женой даже пригласил в ресторан на празднование своего 50-летнего юбилея. Для нас тогда это была большая честь.

Работая уже в ЖЛИ и ДБ летчиком-испытателем и приезжая в ОКБ, я часто заходил к Сергею Михайловичу, и он всегда очень внимательно расспрашивал о летной работе, о ходе испытаний. Однажды я рассказал ему, что, летая на ТУ-134 болгарской авиакомпании «Балкан» в г. София, обнаружил отсутствие в РЛЭТУ-134 дополнения о действиях летчика при отказе двигателя на предпосадочном планировании.

Я сам выполнял летные испытания по отработке этого дополнения в РЛЭ более полугода тому назад Сергей Михайлович немедленно вызвал соответствующих специалистов ОКБ и высказал им такое возмущение и внушение, что даже мне стало неловко за них. Он умел поругать с туполевским темпераментом.

Будучи главным конструктором, Сергей Михайлович возглавлял работу по передаче самолетов ТУ-154 в венгерскую авиакомпанию Malev в 1972–1973 гг.

Проблем технических и дипломатических для главного конструктора в этой работе было достаточно много и по срокам поставки самолетов, и по запчастям, и по ЭТД, и по производству. Кроме всего, американская фирма «Боинг» активно пыталась внедрить в Венгрию свой самолет, что находило поддержку в том числе и среди летно-технического состава и затрудняло нашу работу. Прилетев в Будапешт на первом самолете в качестве инструкторов вместе с Сергеем Михайловичем, мы вначале не получили согласия на выполнение нашей программы подготовки венгерских экипажей. Сергею Михайловичу пришлось разъяснить и убедить соответствующих руководителей, и наша программа была примята в полном объеме. Это способствовало вводу в строй первых восьми экипажей и трех самолетов без летных происшествий и поломок.

По указанию Сергея Михайловича мы перегнали из Копенгагена в Жуковский самолет ТУ-154 на двух двигателях. Отказавший на земле двигатель был закрыт на входе «заглушкой» для предотвращения его поломки в полете от напора встречного потока воздуха.

Сергей Михайлович Егер - конструктор, ученый и педагог - делал самолеты для работы на них летчиков и других членов экипажа, заботясь об удобствах, комфорте и безопасности в этой работе. Сергей Михайлович был сам красивым Человеком и вычерчивал самые красивые в мире по внешнему виду самолеты, что в определенной мере, как и все красивое в природе, определяло их высокие качества и эффективность. Летчики любят эти самолеты и гордятся тем, что на них летают.

Советский авиаконструктор, член-корреспондент АН СССР с 1984 года.


Серге́й Миха́йлович Е́гер (31 июля 1914-30 июля 1987, Москва) - советский авиаконструктор, член-корреспондент АН СССР с 1984 года, доктор технических наук, Герой Социалистического труда. До ареста в марте 1938 года работал начальником конструкторской бригады на авиазаводе № 240. После ареста направлен в один из особых НИИ при НКВД, именуемых в народе - шарашками. В спецтюрьме при ЦКБ-29 сидел вместе с А. Н. Туполевым, С. П. Королёвым и многими другими видными учёными того времени. В 1940 году осужден ВК ВС СССР на 10 лет. Освобождён 19 июля 1941 года постановлением Президиума Верховного Совета СССР (по ходатайству НКВД). В военный и послевоенный период основной тематикой работ С. М. Егера были вопросы военного применения разрабатываемых в КБ самолётов. В частности, много сил было затрачено на разработку самолётов Ту-22 и Ту-22М. Одной из главных работ в 60-е годы, если не сказать, самой главной, для Сергея Михайловича стал проект среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-154, которому он посвятил много сил. После ухода из ОКБ Туполева полностью переключился на преподавательскую работу в Московском Авиационном Институте, где начиная с 1968 года был заведующим одной из кафедр. Основываясь на своём огромном опыте по проектированию самолётов различного назначения, он опубликовал большое количество статей и книг по данному вопросу. Несколько поколений советских авиаконструкторов выросло на книгах С. М. Егера по проектированию самолётов.

Сергей Михайлович Егер трижды лауреат Государственной премии СССР и лауреат Ленинской премии (1958). Награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Отечественной войны, орденом Трудового Красного Знамени, многочисленными медалями.



Егер Сергей Михайлович - главный конструктор и заместитель генерального конструктора Московского машиностроительного завода «Опыт» Министерства авиационной промышленности СССР.

Родился 30 июля 1914 года в поселке городского типа Романовка ныне Саратовской области в семье потомственного железнодорожника. Выходец из поволжских немцев, отец был крупным служащим на железной дороге, мать - учительницей. В 1922 году семья переехала в Тамбов. Окончил там школу-семилетку №5 и фабрично-заводское училище при Тамбовском вагоноремонтном заводе в 1931 году. Работал на этом заводе слесарем, затем техником в бюро реконструкции завода, где выполнил свои первые проектно-конструкторские работы.

В 1932 году переехал в Москву. Работал в ЦАГИ (Центральном научно-исследовательском аэродинамическом институте имени Н.Е.Жуковского) техником-конструктором. С 1933 года работал начальником конструкторской бригады №3 (общих видов) на авиационном заводе №240 (завод №39 имени В.Р.Менжинского) под общим руководством С.В.Ильюшина. В 1936 году окончил Московский авиационный институт.

23 марта 1938 года был арестован сотрудниками НКВД СССР по ложному обвинению в шпионаже. Направлен в ЦКБ-29 (ОТБ НКВД, известная также как «Туполевская шарага») - спецтюрьму НКВД (железнодорожная станция Болшево Ярославского направления Московской железной дороги Московской области, в черте города Королёв), бывшую крупнейшим в СССР 1940-х годов авиационным КБ. Находился в этом спецучреждении вместе с А.Н.Туполевым, С.П.Королёвым и многими другими видными учёными. Работал в бригаде общих видов над самолетами ПБ, Ту-2 и его модификациями. 29 мая 1940 года Военной коллегией Верховного суда СССР осужден по статье 58-6 и 58-7 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы и 5 годам поражения в правах. Освобождён 19 июля 1941 года постановлением Президиума Верховного Совета СССР (по ходатайству НКВД СССР). Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 10 сентября 1955 года полностью реабилитирован. С 1941 года работал в ОКБ-156 (КБ Туполева). В годы войны работал над совершенствованием и внедрением в производство бомбардировщиков Ту-2.

В 1943 году назначается начальником отдела технических проектов ОКБ-156 А.Н.Туполева. С.М.Егер и его коллеги по отделу принимали решения, каким быть самолету А.Н.Туполева на начальном этапе. В военный и послевоенный период основной тематикой работ были вопросы военного применения разрабатываемых в ОКБ-156 самолётов, в частности, самолётов Ту-22 и Ту-22М (Ту-106). Являлся полноправным автором всех авиамашин ОКБ-156 после войны. Именно благодаря его работам удалось решить многие вопросы существования и применения самолетов А.Н.Туполева. В течение нескольких лет руководил перспективными работами по стратегической системе Ту-135. Член КПСС с 1958 года.

В 1960-е годы работал над проектом среднемагистрального пассажирского самолета Ту-154. С начала 1970-х - руководитель работ по теме Ту-154. Являлся главным конструктором и заместителем генерального конструктора. Последней работой по военной тематике в ОКБ стал проект Ту-145, в серийном производстве Ту-22М. Всего при участии С.М.Егера создано более 70 самолетов, многие из которых выпускались серийно (Ту-2, Ту-14,Ту-16, Ту-104, Ту-124, Ту-134, Ту-154 и другие). Также работал над Ту-114, Ту-144.

За выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1972 года Егеру Сергею Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

После ухода из ОКБ-156 в 1975 году сосредоточился на преподавательской работе в Московском авиационном институте (с 1968 года до конца жизни был в должности заведующего кафедрой Конструкции и проектирования самолетов). В последние годы жизни занимался конструированием дирижаблей. Проектируемая машина («термоплан») была в состоянии летать на расстояние в 4-5 тысяч километров со скоростью 150 километров в час и перевозить до 500 тонн груза. Но, к сожалению, в условиях перехода страны на новый экономический и общественный уклад, ресурсов и производственных мощностей для серийного производства дирижабля не нашлось.

Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1952), Государственной премии СССР (1986), Ленинской премии (1958), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1974), член-корреспондент АН СССР (1984), доктор технических наук (1963), профессор (1966).

Награжден 3 орденами Ленина (06.12.1949, 12.07.1957, 22.09.1972), орденами Октябрьской Революции (26.03.1979), Отечественной войны 1-й (08.08.1947) и 2-й (16.09.1945) степеней, Трудового Красного Знамени (02.11.1944), медалями. На Всемирной выставке в Париже в 1959 году удостоен Большой золотой медали за создание Ту-104, первого в мире пассажирского реактивного самолета.

Жил в Москве. Скончался 30 июля 1987 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве (участок 10).

Сожалел, что его имя не осталось ни в одном названии самолета. Его сын Егер Владимир Сергеевич - директор и главный конструктор ЗАО «Савиат», завершил строительство сельскохозяйственного самолета Е4. Также разработал проект и для Министерства обороны РФ - разведчик Е-3.

Серге́й Миха́йлович Е́гер (31 июля 191430 июля 1987, Москва) совдеповский авиаконструктор, член-корреспондент АН СССР с 1984 года, медик технических наук, Герой Социалистического труда. До ареста в марте 1938 года работал начальником конструкторской бригады на авиазаводе 240. После ареста направлен в единственный из особых НИИ при НКВД, именуемых в народе шарашками. В спецтюрьме при ЦКБ-29 сидел сообща с А. Н. Туполевым, С. П. Королёвым и многими другими видными учёными того времени. В 1940 году осужден ВК ВС СССР на 10 лет. Освобождён 19 июля 1941 года постановлением Президиума Верховного Совета СССР (по ходатайству НКВД). В армейский и послевоенный отрезок времени главный тематикой работ С. М. Егера были вопросы военного применения разрабатываемых в КБ самолётов. В частности, навалом сил было затрачено на разработку самолётов Ту-22 и Ту-22М. Одной из главных работ в 60-е годы, если не заявить, самой главной, для Сергея Михайловича стал план среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-154, которому он посвятил полно сил. После ухода из ОКБ Туполева целиком переключился на преподавательскую работу в Московском Авиационном Институте, где начиная с 1968 года был заведующим одной из кафедр. Основываясь на своём огромном опыте по проектированию самолётов различного назначения, он опубликовал большое численность статей и книг по данному вопросу. Несколько поколений советских авиаконструкторов выросло на книгах С. М. Егера по проектированию самолётов.

Сергей Михайлович Егер трижды лауреат Государственной премии СССР и лауреат Ленинской премии (1958). Награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Отечественной войны, орденом Трудового Красного Знамени, многочисленными медалями.

Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Ежов Sergey Ezhov

жов (наст. фам. Цедербаум) Сергей Осипович (15 авг. 1879, Одесса,- 25 февр. 1939, Москва). Из семьи служащего Рус. Об-ва пароходства и торговли,..

Сергей Зарудный Sergey Zarudniuj

Зарудный Сергей Иванович - выдающийся государственный деятель (17 марта 1821 г. - 18 декабря 1887 г.). Происходил из старого, обедневшего..

В 1936 году окончил Московский авиационный институт.

До ареста в марте 1938 года работал начальником конструкторской бригады на авиазаводе № 240. После ареста направлен в один из особых НИИ при НКВД, именуемых в народе шарашками. В спецтюрьме при ЦКБ-29 сидел вместе с А. Н. Туполевым, С. П. Королёвым и многими другими видными учёными того времени.

В 1940 году осужден ВК ВС СССР на 10 лет. Освобождён 19 июля 1941 года постановлением Президиума Верховного Совета СССР (по ходатайству НКВД).

В военный и послевоенный период основной тематикой работ С. М. Егера были вопросы военного применения разрабатываемых в КБ самолётов. В частности, много сил было затрачено на разработку самолётов Ту-22 и Ту-22М.

Одной из главных работ в 1960-е годы, если не сказать, самой главной, для Сергея Михайловича стал проект среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-154, которому он посвятил много сил. После ухода из ОКБ Туполева полностью переключился на преподавательскую работу в Московском авиационном институте, где начиная с 1975 года был заведующим одной из кафедр. Основываясь на своём огромном опыте по проектированию самолётов различного назначения, он опубликовал большое количество статей и книг по данному вопросу. Несколько поколений советских авиаконструкторов выросло на книгах С. М. Егера по проектированию самолётов.

Награды и звания

Сергей Михайлович Егер дважды лауреат Сталинской премии (1949, 1952), лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии СССР (1986). Награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Отечественной войны, орденом Трудового Красного Знамени, многочисленными медалями.