Пассажирские самолеты на каком этапе падают чаще. Насколько часто падают пассажирские самолеты

Самыми безопасными лайнерами являются Airbus A330, A340 и Boeing 777, выяснил BusinessWeek

Какой самолет чаще попадает в авиакатастрофу, в результате которой гибнут пассажиры, - американский Boeing 737 JT 8 D или российский "Ил-76"? Если думаете, что более опасным является "Ил-76", то вы ошибаетесь.

Самые первые версии семейства Boeing 737 были созданы еще в 1988 году, но более 500 таких самолетов до сих пор эксплуатируются. В августе прошлого года в Казахстане разбился Boeing 737 JT 8 D , принадлежащий Itek Air , вскоре после того, как Европейский союз запретил этому судну летать в Европу из-за недостаточного уровня безопасности. Такие инциденты помогают понять, почему эта модель возглавляет рейтинг самолетов наиболее часто подверженных катастрофам. Старые самолеты требуют более интенсивного ухода, чем новые. Тем не менее, б/у лайнеры эксплуатируются такими авиакомпаниями, которым зачастую не хватает средств для полного технического обслуживания и обучения пилотов, пишет BusinessWeek .

Используя данные лондонского страхового консультанта
Ascend , BusinessWeek составил рейтинг самых опасных и безопасных самолетов на основе количества авиакатастроф со смертельным исходом. В рейтинг были включены модели самолетов, которые эксплуатируются по всему миру в количестве от 100 штук. В рейтинге не учитывались авиакатастрофы, связанные с терроризмом.

1. Boeing 737 JT 8 D

Итак, самым опасным пассажирским самолетом по числу аварий признан Boeing 737 JT 8 D . Одна авиакатастрофа со смертельным исходом приходится на 507 500 летных часов. Чем меньше эта цифра, тем выше опасность аварии. Это средний показатель за последние пять лет.Годы выпуска лайнера: 1967-1988 гг. Количество моделей , находящихся в эксплуатации (на конец 2008 года ): 517 штук . Самая старая версия семейства Boeing 737 – JT 8 D по-прежнему эксплуатируются авиакомпаниями в бедных странах. Почти 30-летний Boeing 737 JT 8 D , эксплуатируемый киргизской авиакомпанией Itek Air , разбился недалеко от Бишкека в августе 2008 года. В катастрофе погибло 68 человек.

2. Ил -76

Одна авиакатастрофа на 549 900 летных часов.
Годы выпуска: с 1974 года и по сей день
247 .

Эта грузовая модель чаше всего встречается в парках авиакомпаний стран бывшего Советского союза, Ближнего Востока и в Африке. В 2003 году разбившийся Ил-76 иранской авиакомпании Iran Revolutionary Guard унес жизни 275 человек.

3. Ту-154

Одна авиакатастрофа на 1 041 000 летных часов.
Годы выпуска: с 1971 года по настоящее время
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 336.

Ту-154 используется также большинством авиакомпаний из стран бывшего Советского Союза и соседних стран. Ту-154 иранской авиакомпании Caspian Air , следовавший из Тегерана в Ереван (Армения) разбился 15 июля этого года, унеся жизни 168 человек. Это была четвертая авиакатастрофа с участием Ту-154 в Иране с 2002 года.

4.
Airbus A 310

Одна авиакатастрофа на 1 067 700 летных часов.
Годы выпуска: 1983-1998 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 191.

Крупные авиакомпании уже прекратили использовать эту модель европейского авиастроителя Airbus . Однако некоторые перевозчики из бедных странах, к примеру Pakistan International Airlines , продолжают летать на A 310. Последняя катастрофа с участием A 310 произошла 30 июня этого года. Лайнер A 310 Yemenia Airlines, следовавший из Йемена на Коморские острова, упал в открытие море, все 153 человека на борту погибли. Чудом удалось спастись только 12-летней девочке.

5 . McDonnell-Douglas DC-9

Одна авиакатастрофа на 1 068 700 летных часов.
Годы
выпуска: 1965-1982 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 315.

Эта модель самолета стала принадлежать Boeing после слияния в 1997 году с McDonnell Douglas . DC -9 по-прежнему эксплуатируется авиакомпанией Delta Airlines , которая получила их в наследство от Northwest Airlines , а также множеством других мелких перевозчиков в мире.В апреле 2008 года в Демократической Республике Конго разбился DC -9 авиакомпании Hewa Bora Airways , погибли 44 человека.

6. Ту-134

Одна авиакатастрофа на 1 087 600 летных часов.
Годы выпуска: 1964-1986 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 223.

Ту-134, по размеру сравнимый с DC -9, широко используется авиакомпаниями из стран бывшего Советского союза и на Ближнем Востоке. По уровню шума двигатель этого лайнера не удовлетворяет западноевропейским стандартам, поэтому Ту-134 летает в основном по внутренним направлениям в России. В августе 2004 года разбился Ту-134 авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс", погибли все 43 человека на борту.

7.
Boeing 727

Одна авиакатастрофа на 2 306 300 летных часов.
Годы выпуска: 1963-1984 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 412.

Большинство крупных перевозчиков давно заменили старые Boeing 727 на более новые и современные самолеты. Авиакомпания United Airlines, например, отдала один такой лайнер в Чикагский музей науки и промышленности еще в 1993 году. Однако за пределами США, многие перевозчики, особенно чартерные, продолжают эксплуатировать Boeing 727.Одна из авиакатастроф с этим лайнером произошла на Рождество 2003 года в африканском штате Бенин, погибли 151 человек.

8. McDonnell - Douglas MD -80

Одна авиакатастрофа на 2 332 300 летных часов.
Годы выпуска: 1980-1999 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 923.

MD -80, созданные на замену DC-9, по-прежнему используется американской авиакомпанией Delta , а также рядом европейских перевозчиков, в частности Alitalia и SAS . Самая последняя авиакатастрофа с участием этого лайнера в США произошла в январе 2000 года: MD -80 авиакомпании Alaska Airlines упал в Тихий океан.В августе 2008 года погибли 153 человека, летевшие на таком самолете, принадлежащего испанской авиакомпанией Spanair , из Мадрида на Канарские острова.

9. McDonnell - Douglas MC -10

Одна авиакатастрофа на 2 908 800 летных часов.
Годы выпуска: 1971-1989 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 153.

DC -10 относится к редкому числу самолетов, чья безопасность с возрастом, наоборот, повысилась. Ряд авиакатастроф со смертельным исходом в 70-х годах с участием этого лайнера привели к разработке изменений и улучшений самолета. В итоге последний несчастный случай с погибшими произошел в 1999 году, когда лайнер бывшего французского перевозчика AOM разбился в Гватемале. Сейчас этот самолет в основном эксплуатируют грузовые и чартерные операторы. Авиакомпания Biman Bangladesh является последней компанией, которая используется DC -10 на регулярных рейсах.

10.
McDonnell - Douglas MD -11

Одна авиакатастрофа на 3 668 800 летных часов.
Годы выпуска: 1990-2001 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 187.

MD -11 принес его создателю коммерческое разочарование, так как показывал невысокие показатели по эффективности использования топлива и другим параметрам. Правда, Finnair и KLM по-прежнему летают на этих лайнерах, но в основном используют для грузовых перевозок. Последняя авиакатастрофа произошла в 1999 году, когда DC -11 авиакомпании China Airlines загорелся при посадке в Гонконге во время тайфуна, тогда погибли три человека.

11. Boeing 737 CFMI

Одна авиакатастрофа на 4 836 900 летных часов.
Годы выпуска: 1984-2000 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 1796.

12. Boeing 757

Одна авиакатастрофа на 13 744 400 летных часов.
Годы выпуска: 1982-2005 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 973

13.
Airbus A 320

Одна авиакатастрофа на 14 050 200 летных часов.
Годы выпуска: 1988 по настоящее время
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 3604

14. Boeing 767

Одна авиакатастрофа на 14 895 100 летных часов.
Годы выпуска: 1982 по настоящее время
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 867

15. Boeing 737 NG

Одна авиакатастрофа на 16 047 900 летных часов.
Годы выпуска: 1997 по настоящее время
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 2583

16. Boeing 747

Одна авиакатастрофа на 17 358 500 летных часов.
Годы выпуска: 1970 по настоящее время
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 935

17. Airbus A 330

Нет смертельных аварий в течение 2008 года

Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 577

18. Airbus A 340


Годы выпуска: 1993 по настоящее время

Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 341

19. Boeing 777

Нет несчастных случаев со смертельным исходом
Годы выпуска: 1995 по настоящее время

Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 742

Самая распространённая причина авиакатастроф гражданских воздушных судов - человеческий фактор

США - абсолютный лидер по количеству авиакатастроф с 1945 года

В результате теракта терпит крушение каждый двенадцатый из разбившихся лайнеров

29 ноября в Колумбии потерпел крушение самолёт, на котором летели футболисты бразильской команды «Шапекоэнсе». По меньшей мере 76 человек погибли, за жизнь 13 человек борются врачи. По предварительным данным, лайнер упал в джунгли из-за того, что за несколько десятков миль до аэропорта закончилось топливо.


СТАТИСТИКА КРУШЕНИЙ

Причина половины всех авиакатастроф - ошибки пилотов. Некоторые из них пренебрегают должностными инструкциями, другие не имеют достаточного опыта, третьи просто проявляют халатность. К этой же группе можно отнести и ситуации, когда летчик намеренно направляет самолёт в здание или в землю, чтобы свести счёты с жизнью.

1/5 всех авиакатастроф являются следствием отказа техники. Если в начале и середине прошлого века речь шла, как правило, о конструкторских недоработках при создании самолётов, то сейчас обычно подразумевается некачественно сделанный ремонт. Так, 12 августа 1985 года из-за халатности сварщиков под Токио разбился Boeing-747.

Каждое десятое крушение воздушного судна происходит из-за неподходящих погодных условий. Это туман, гроза, сильный дождь, снег или очень сильный ветер. По этой причине 10 апреля 2010 года под Смоленском упал лайнер, на котором летел тогдашний президент Польши Лех Качиньский.

В 8% случаев причиной авиакатастроф становятся действия террористов и угонщиков. К этой категории относятся, например, столкновения лайнеров со зданиями Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года.

6% авиакатастроф связаны с ошибками авиадиспетчеров. В частности, из-за неверных действий диспетчера 1 июля 2002 в Швейцарии, над Боденским озером, столкнулись два самолёта.

В остальных случаях определить причину катастрофы не удаётся, либо она достаточно редкая (крокодил выполз из багажного отсека, самолет столкнулся со стаей птиц или попал в облако вулканического пепла). Иногда чиновники озвучивают совершенно абсурдные версии авиакатастроф.

«Самолет упал по причине силы тяжести, так как машина тяжелее воздуха», - заявил в ноябре 2010 года прокурор Чусовского района Пермской области Андрей Делиев, комментируя крушение истребителя МиГ-31.

ГДЕ ЧАЩЕ ВСЕГО ПАДАЮТ САМОЛЁТЫ



По количеству авиакатастроф лидер - США. Но это не говорит о том, что летать в Америке опаснее, чем в России или Мексике: в Соединённых Штатах широко распространена гражданская авиация, и львиная доля крушений приходится именно на легкомоторные самолёты.

Количество авиакатастроф в России в первом полугодии 2016 года не сократилось, а выросло. За этот период зарегистрировано 22 крушения самолётов и вертолётов, а за аналогичный период 2015 года - 12. По информации исследовательского центра JACDEC за 2016 год, крупнейший российский авиаперевозчик находится на 36 месте в рейтинге безопасности полётов.

Стоит иметь в виду, что вероятность погибнуть при крушении самолёта в 62 раза ниже, чем в автокатастрофе.

В результате авиационной катастрофы на тело пострадавшего нередко оказывает повреждающее действие одновременно или в быстрой последовательности следующие несколько факторов, причем действие одного фактора часто перекрывается другим:
1) динамические и ударные перегрузки;
2) встречный поток воздуха;
3) взрывная декомпрессия;
4) атмосферное электричество;
5) термическое воздействие;
6) токсические продукты горения и пиролиза;
7) тупые предметы, расположенные внутри самолета;
8) взрывная волна;
9) наружные части самолёта;
10) работающие двигатели;
11) высотная декомпрессия;
12) тряска, вибрация.

При столкновении самолёта с препятствием, могут вызывать перегрузки, достигающие очень больших величин порядка десятков и даже сотен единиц g. Тело при этом отрывается от спинки кресла и удерживается привязными ремнями. В зависимости от величины перегрузки, последствия для пострадавших могут носить различный характер - от функциональных нарушений дыхания и кровообращения, связанных с относительным перемещением внутренних органов груди и живота, и потери сознания - до механических повреждений привязными ремнями в виде ссадин, кровоподтеков, иногда разрывов кожи и мягких тканей, травмы позвоночника, а при столкновении самолёта на большой скорости с препятствием или землей - в виде грубых повреждений всех тканей на уровне привязных ремней вплоть до отрыва верхней части туловища. В последнем случае, как правило, происходит последующее значительное разрушение головы и туловища в результате удара этими частями тела о расположенные впереди предметы.

Радиальные ускорения и соответствующие им перегрузки возникают при попытках выйти из пикирования в аварийных ситуациях. В этих случаях происходит значительное смещение мягких тканей, внутренних органов и особенно крови в крупных сосудах, сопровождающееся резким нарушением дыхания, кровообращения, функций центральной нервной системы, расстройством зрения, потерей сознания, а также травматическими повреждениями тканей и жизненно-важных органов.

При направлении перегрузки в направлении голова-ноги значительная часть циркулирующей крови (до 1/4 всей массы) перемещается в сосуды брюшной полости и конечностей вследствие чего нарушается работа сердца, развивается анемия головного мозга с потерей сознания. Исход в такой ситуации будет зависеть от длительности бессознательного состояния и высоты полёта, на которой произошла потеря сознания. В результате смещения и деформации внутренних органов и тканей брюшной полости и резкого переполнения их кровью могут наблюдаться множественные кровоизлияния в брыжейку кишечника, под капсулу и в связки внутренних органов, рыхлую жировую клетчатку.

Перегрузки, направленные от ног к голове, человек переносит гораздо тяжелее. Уже при ускорении порядка 4-5 g происходит сильный прилив крови к голове, сопровождающийся покраснением и отечностью лица, носовым кровотечением, множественными мелкими кровоизлияниями в кожу лица, конъюктиву глаз, оболочки и вещество головного мозга. Резкое повышение внутричерепного давления приводит к быстрой потере сознания и смерти. При этом могут наблюдаться переломы верхних и нижних конечностей, компрессионный перелом позвоночника, переломы основания и свода черепа, травмы мягких конечностей.

Встречный поток воздуха при больших скоростях полёта (800-1000 км/ч и более) обладает свойствами твердого тела, так как сила давления воздушного потока в этих условиях превышает вес человека в 50-70 раз. Встречный поток воздуха может сорвать предметы обихода и одежды. При срыве кислородной маски происходит резкая деформация мягких тканей лица с обширным кровоизлиянием и отслойкой их от подлежащих костей, разрывом углов рта, повреждением глазных яблок. Струя воздуха, проникшая под большим давлением в верхние дыхательные пути и пищевод, может привести к баротравме лёгких и желудка; рефлекторное нарушение дыхания и прекращение подачи кислорода вызывает острое кислородное голодание. В результате срыва рук с подлокотников и ног с подножек происходит
разбрасывание конечностей, сопровождающееся вывихами, растяжением суставных связок, надрывами мышц, кровоизлияниями.

Взрывная декомпрессия наблюдается в полёте на высоте свыше 8-9 тыс.метров в результате аварийной разгерметизации кабины. Как следствие резкого перепада давления у человека может возникнуть баротравма легких и слухового аппарата, а также газовая эмболия. Баротравма слухового аппарата сопровождается разрывом барабанной перепонки, повреждением слуховых косточек, кровоизлиянием в ткани среднего и внутреннего уха и барабанную полость.

При баротравме легких отмечается жидкая кровь в дыхательных путях, острое вздутие легких, множественные очаговые кровоизлияния и разрывы легочной ткани. Наряду с крупноочаговым характером изменений в легочной ткани по ходу разветвлений бронхов наблюдаются также мелкие разрывы и кровоизлияния.

Тупые предметы расположенные внутри самолёта являются основным повреждающим фактором при падении и ударе самолёта о землю. При этом происходит деформация и разрушение его конструкции, а также взаимное смещение находящихся в самолёте людей и окружающих их предметов. Возникающие ударные перегрузки в зависимости от скорости и угла падения самолёта могут превышать в сотни и даже тысячи раз силы воздействия на пострадавших, наблюдаемые при авариях наземного транспорта.

Результатом ударных перегрузок огромной силы может быть грубое разрушение тела с отрывом отдельных частей его (головы, конечностей, тазовой области) с обширными разрывами и размозжением кожи и мягких тканей, раздроблением костей, вскрытием полостей тела и размозжением, отрывом, перемещением внутренних органов или выбросом их наружу.

Взрывная волна является самым мощным повреждающим фактором, возникающим в результате взрыва горючего в топливных баках или теракта. Чаще всего первый взрыв происходит в момент удара самолёта о землю, иногда в воздухе после касания земли. При падении реактивного самолёта на землю в режиме пикирования с последующим взрывом воронка может достигать глубины нескольких метров. Мощная взрывная волна вызывает полное разрушение конструкций самолёта и тел. При этом останки обнаруживаются как в самой воронке, так и вне её, разбросанными на площади радиусом до 300-500 м. При взрыве в воздухе после касания земли, останки людей, находившихся в самолёте, оказываются разбросанными на расстоянии до 3 км по направлению полёта и до 1,5 км в стороны от места взрыва.

При полном разрушении тела в результате взрыва обычно обнаруживают отдельные небольшие лоскуты кожи без осаднения краев их, ушные раковины с частью височной кости, куски внутренних органов, костные отломки с обрывками мягких тканей, иногда кисти, стопы или их части. При теракте обширные повреждения с отрывами частей тела, множественными сквозными и слепыми осколочными ранениями получают лица, находящиеся непосредственно вблизи места взрыва, остальные чаще всего погибают в результате механических повреждений при последующем падении самолёта и ударе его о землю.

В результате действия пламени может произойти воспламенение одежды, ожоги тела, а также посмертное обгорание трупов, достигающее крайних степеней с обугливанием мягких тканей и костей вплоть до их испепеления. Иногда пожару предшествует взрыв, в этих случаях термическому воздействию подвергаются уже останки трупов.

Каждые 2-3 секунды кто-то приземляется или взлетает. Одни этому радуются, другие боятся. А стоит ли поддаваться страху? Ответ даст статистика: как часто падают самолеты, где это случается и насколько велика вероятность падения.

Ежедневно в небо взмывает около 100 тыс самолетов, и, как ни странно, столько же успешно садится. За год воздушные судна перевозят около 4,5 млрд человек, это больше половины населения Земли. Как думаете, сколько из них пополняют статистику погибших в авиакатастрофах? Не более 1000 в год. Соотношение впечатляет, правда?

За все время существования гражданской авиации (почти 100 лет) погибло менее 150 тыс человек. Это меньше, чем гибнет за месяц в ДТП по всему миру.

Сколько самолетов падает в год

Согласно Википедии , за последние 6 лет в мире произошло 107 авиакатастроф со смертельным исходом, в которых погибло 3245 человек. В год это примерно 540 жертв. Важно уточнить, что в статистике учтены как коммерческие лайнеры, так и частные небольшие самолеты, а количество жертв указано с учетом погибших на земле. То есть, если падающий самолет протаранил автобус с 10 пассажирами, то они тоже учтены в статистике. Поэтому реальные цифры авиакатастроф пассажирских самолетов значительно меньше.

2010 год : 14 аварий, в которых погибло 792 человека. Самая масштабная трагедия — неудачная посадка индийского лоукостера на Боинге 737 (158 жертв) и падение польского ТУ-154 под Смоленском (96 погибших).

2011 год прошел без громких падений самолетов. Самое большое число жертв (77 человек) было в иранском Боинге 727, который не удалось посадить из-за плохих метеоусловий. Всего же было зафиксировано 45 авиакатастроф, в которых погибло 552 человека. Как понятно из статистики, в основном, это были легкие самолеты, на борту которых было не больше 10 человек.

2012 год : 23 аварии, 315 погибших. Самый тяжелый случай — падение пакистанского Боинга 737, в котором погибли все находящиеся на борту (127 человек).

2013 год был относительно спокойным: всего 5 аварий самолетов, общее количество жертв — 128 человек. 50 из них погибло в Боинге 737, разбившемся под Казанью.

2014 год крепко подпортил статистику авиакомпаниям: 15 аварий, с общим количеством жертв — 980 человек. Наиболее масштабное происшествие — сбитый над Украиной Боинг 777, на борту которого находилось 298 человек.

2015 год унес 478 жизней всего в 5 авиакатастрофах. Наиболее громкая — упавший над в результате теракта российский Airbus A321, жертвами которого стало 224 человека.

2016 год запомнился крушением ТУ-154 Минобороны России, в котором погибло 100 человек (92 пассажира и 8 членов экипажа. Всего же за 12 месяцев авиатранспорт стал причиной смерти 389 человек.

2017 год вошел в историю как самый безопасный за всю историю существования гражданской авиации. Всего за 12 месяцев погибло 67 человек.

В какой стране чаще падают самолеты

Если принимать в расчет исключительно пассажирские авиаперевозки, то ярко выраженного «Бермудского треугольника», в котором чаще всего падают самолеты, нет. А вот если взять статистику по всему воздушному транспорту, то результат будет несколько неожиданным.

За те же 6 лет больше всего авиакатастроф произошло… в России — 41, количество погибших — 559 человек. За тот же период в США случилось 11 авиапроисшествий. Интересно отметить, что последнее было еще в 2013 году. Следующей идет Украина (7 катастроф), Конго (6) и Германия (4, все в 2010 году).

В целом, цифры весьма обнадеживающие. Узнав, как часто падают самолеты по статистике, надеемся, вы будете увереннее чувствовать себя в полете.