Литературные приемы писателя, которые могут пригодиться каждому. «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение Тоска, способная затопить весь мир, если выйдет наружу

В своей книге «О технике актера» Михаил Александрович Чехов обозначил понятие «АТМОСФЕРА», как «способ репетирования». Другими словами, атмосфера - есть камертон будущего спектакля. Дабы избежать разночтений, мы намеренно рассмотрим все значения слова «атмосфера». Итак, это:
газообразная оболочка какой-либо планеты;
в переносном смысле - душевная обстановка;
в физике - внесистемная единица измерения давления, численно равная одной килограмм-силе на квадратный сантиметр, что примерно соответствует нормальному атмосферному давлению.
Как ни странно, ТЕАТРАЛЬНАЯ АТМОСФЕРА складывается из всех трех компонентов!
Судите сами: воздух театра пропитан особыми запахами - кулис, театрального грима, реквизита, материалов, из которых сделаны декорации… Запахами тел актеров и актрис, гормоны которых витают над зрительным залом!
А запах эмоций публики, сопереживающей персонажам? Даже если обоняние человека не на столько остро, чтобы сознательно различать эти запахи, то подсознание чутко реагирует на них, объединяя актеров и зрителей в некую ЕДИНУЮ интеллектуально-душевную СУЩНОСТЬ: так создается общая душевная обстановка.
И вот внутри этой ЕДИНОЙ СУЩНОСТИ, так же, как в каждом ЖИВОМ ОРГАНИЗМЕ, начинают протекать ЕДИНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ. Называйте их как угодно: флюидами, энергетикой, магнетизмом - сути это не изменит. Некая ВНЕСИСТЕМНАЯ ЕДИНИЦА ДАВЛЕНИЯ многократно возрастает в своем КОЛИЧЕСТВЕННОМ выражении. И сердце зрителя, сидящего в зале, начинает стучать в унисон с сердцем Гамлета… И внезапно, человека, в обычной жизни не ведающего ни чувства сострадания, ни религиозного экстаза, вдруг пронзает жгучая боль Клавдия, ощущающего собственную обреченность: «Слова парят, а чувства - к низу гнут. А слов без чувств - ВВЕРХУ не признают!»
Но это - итог работы всего театрального коллектива, квинтэссенцией которого является актерское мастерство.
КАК ВОЗНИКАЕТ АТМОСФЕРА?
Вчитаемся внимательно в ответ самого Михаила Чехова: «Дух в произведении искусства — это его идея. Душа — атмосфера. Все же, что видимо и слышимо, — его тело».
Что же такое - Дух? Оставим бесконечные лингвистические и богословские споры! Остановимся на том, что "Дух" есть «нечто» существующее одновременно как в нашей видимой, так и в «иной», не видимой реальности, не постижимой для материалистов. Проще говоря, это - некая Сила, вынуждающая человека исполнять ВОЛЮ этой Силы. Именно от силы Духа зависит ПЛОТНОСТЬ атмосферы. Тому есть масса трагических свидетельств истории. Например, сила Духа Гитлера - Идея, владеющая им - уплотнила АТМОСФЕРУ в Германии до такой степени, что разредить её смогла только Вторая мировая война!
КАК СКЛАДЫВАЕТСЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ АТМОСФЕРА?
Духовный лидер театра - назовем его РЕЖИССЕРОМ - является безусловным носителем неких, возможно не вполне осознаваемых им самим, ИДЕЙ, владеющих его Душой. Идея, как будущий младенец, зарождается в нем под влиянием личных обстоятельств, растет, зреет и, наконец, непреклонно ТРЕБУЕТ СОБСТВЕННОГО ПОЯВЛЕНИЯ НА СВЕТ!

Обычно, к этому моменту Идея уже обретает вполне определенную мыслеформу, которую режиссер излагает ближайшим соратникам и доверенным лицам: драматургу, художнику, заведующему постановочной частью, композитору…

Так складывается маленькая «семья», лелеющая «новорожденного младенца» - замысел будущего спектакля. Конечно, каждый в этой «семье» имеет свой собственный взгляд на «младенца»: как должно его растить, каким ему быть, какую судьбу определить. Происходит именно то, что Михаил Чехов назвал «борьбой атмосфер».

Но вот создатели приходят к некому «консенсусу» и предъявляют «дитя» ближайшим «родственникам» - труппе театра. И вновь начинается пресловутая «борьба атмосфер» - борьба амбиций, интеллектов, вкусов. И это понятно - КАЖДЫЙ творческий человек стремится к САМО-выражению. Как же быть? Как совместными усилиями создать ПОЛНОЦЕННУЮ ДУХОВНУЮ СУЩНОСТЬ, в просторечии именуемую «спектаклем»?

Хвала создателю: для этого существует РЕЖИССЕР! Властный, мудрый, понимающий, умеющий найти подход к КАЖДОМУ сотруднику театра: будь то Примадонна, швея, Герой-любовник или рабочий сцены… Ведь режиссер, по мудрому ЗАВЕЩАНИЮ К.С.Станиславского, «должен умереть в актере». Нет, он не обязательно должен умереть от инфаркта! Просто он должен создать спектакль таким образом, ЧТОБЫ РАБОТЫ РЕЖИССЕРА НЕ БЫЛО ВИДНО! Чтобы зритель сопереживал персонажам, жил одними чувствами с актерами, смеялся и плакал по замыслу режиссера, но не подозревал об этом замысле! В этом - высочайшая театральная школа!
Именно ЭТО и есть ПОДЛИННАЯ АТМОСФЕРА.
Как её достичь? Читайте книгу Михаила Чехова «О технике актера».

Главный герой рассказа Иона Потапов - старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности.

Писателю мастерски удается передать образ и настроение героя, который кажется маленьким заблудившимся мальчиком, на которого всем окружающим просто наплевать. Дворянам, озабоченным своими проблемами, нет никакого дела до какого-то бедного извозчика. Их души и сердца пусты, холодны и неспособны к состраданию. И даже коллега Ионы Потапова - молодой извозчик, проснувшийся, чтобы попить воды, остается глух к душевному порыву старика.

По мере развития сюжета чувства извозчика открываются нам все больше и глубже. Читателю передается его одиночество, особенно ближе к концу произведения, когда автор делает упор на том, что Ионе Потапову НАДО рассказать о болезни сына, о похоронах, о дочери в деревне и много о чем еще. «Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…» В этом предложении открывается вся потребность бедного старика в стороннем участии, в поддержке и сострадании. И пусть это сострадание и не будет идти от самого сердца, но даже малейшая его видимость может помочь человеку справиться со своим горем.

В итоге Иона открывается своей лошадке, и этим Чехов показывает, что в нашем мире животные гораздо участливее человека. И пусть не сможет эта лошаденка ничего сказать, но зато не отвернется от тебя, не упрекнет, не уйдет в трудную минуту.

Рассказ, как большинство произведений Чехова, пропитан духом реализма. Действительность предстает перед нами такой, какая она есть, без всяких прикрас. И, к сожалению, эта действительность оставляет желать лучшего. С одной стороны, это несправедливость социального устройства: возможно, если бы извозчик был богат, то его сына смогли бы вылечить, и трагических последствий можно было бы избежать. С другой - человеческая черствость: прояви хоть один из попутчиков Ионы Потапова участие к его горю, и на душе у обоих стало бы чуточку светлее.

Рассказ «Тоска» еще раз доказывает, что Антон Павлович Чехов настоящий мастер слова. Несмотря на небольшой объем произведения, автор не забывает о деталях. С первых секунд чтения настолько погружаешься в обстановку рассказа, что как наяву представляешь кружащиеся в свете фонаря снежинки, неподвижного заснеженного извозчика с его лошадкой, слышишь уличный шум и крики прохожих. Невозможно не проникнуться участием к главному герою, не получается остаться равнодушным.

Данное произведение классика актуально и по сей день. Люди в суматохе дней, под гнетом собственных забот забывают о тех, кому необходимо простое человеческое тепло. А насколько проще было бы жить, если бы у каждого из нас нашлось хотя бы одно ласковое слово для человека, нуждающегося в поддержке...

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

Л. Д. Попов в книге «Художественная целостность спектакля» писал: «...атмосфера - это воздух времени и места, в котором живут люди, окруженные целым миром звуков и всевозможных вещей». Хотелось бы добавить: люди, погруженные в свои обстоятельства и события.

Автором понятия сценической атмосферы как выразительного средства спектакля можно считать Московский Художественный театр, который искал атмосферу создаваемых им спектаклей исходя из «лица автора», т.е. из образной выразительности только ему присущей. Это стало особенно ясным уже при постановке первых чеховских пьес, новаторская драматургия которых предъявляла свои требования.

Понятие атмосферы сложно и многослойно, no в нем можно выделить несколько важных аспектов: пространственный, и временнной и психологический.

Среда пьесы: время действия, быт, характеры, ритмы, события - все это и рождает атмосферу спектакля, создаваемую и художником, и композитором, и режиссером и актёрами. У каждого из них свои выразительные средства. Но главным носителем атмосферы, конечно, является ак­тер. Поскольку сценическая атмосфера не­разрывно связана с событиями спектакля, с его конфликтами, именно актер создает и поддерживает атмосферу этих событий и конфликтов через отношение к ним, физи­ческое самочувствие, ритм, взаимоотноше­ния с окружающим бытом и т.д.

Такие необходимые для создания атмо­сферы элементы, как музыка, шумы, осве­щение, бытовые детали превращаются в сценические украшательства, если они не связаны с психологической жизнью персо­нажей, и только если они неразрывно сое­динены с ней, спектакль может эмоцио­нально увлечь и захватить зрителя. А. Бармак в своей книге «Художественная атмосфера» справедливо отмечает, что «без атмосферы спектакля невозможно до­биться сопереживания зрителя».

6 Беспредметные действия или

УПР АЖНЕНИЯ на «ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ»

Одно из упражнений, предложенных К. Станиславским для воспитания актера - это упражнения на «память физических действий». Иногда их называют упражнения на аффективную память». Суть их заключается в том, что актер вы­полняет какое-то внешнее физическое действие или ряд действий, но предмет, с которым он якобы работает, воображаемый.

Эти упражнения в настоящее время делают не на всех курсах. Ибо многие считают, что собрать внимание, выполнить логику поведения при обращении можно и с настоящим объектом, что всё равно с настоящим предметом всё происходит немного по другому, да и сам предмет лучше помогает актёру.

Можно ставить и другие цели в этих упражнениях. Некоторые педагоги обращают большое внимания на внутренний монолог, который необходим для выполнения этих упражнений (см: Внутренний монолог.) И если они делаются в начале обучения, на первом курсе, то это первая встреча с внутренним монологом, и она очень полезна. Если на втором, когда в этюдах студент уже сталкивался с вну­тренним монологом, эти упражнения мо­гут быть хорошей тренировкой его.

Тема урока: «Кому поведаю печаль мою?»

Кто виноват, что в мире, полном людей, человек одинок?

(По рассказу А.П. Чехова «Тоска»)

Пробуждение интереса к творчеству А.П. Чехова;

Развивать навыки анализа художественного произведения;

Способствовать воспитанию эмоционально чутких людей;

Способствовать развитию у учащихся умения наблюдать;

Выделять существенные признаки, делать выводы;

Развивать ассоциативное мышление;:

Способствовать развитию творческих способностей школьников

1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы вновь встретимся с творчеством нашего великого земляка А.П. Чехова.

Какие произведения Чехова вы читали?

Как вы думаете, рассказы Чехова смешные или грустные? Докажите свою мысль.

На этом уроке мы познакомимся с рассказом «Тоска»

Работа с тестом Люшера (цвет) СЛАЙД №5, 6

Выберите цвет, который лучше всего передаст ваше эмоциональное состояние после прочтения рассказа А.П.Чехова «Тоска».

Посмотрите, на какие эмоции может указывать данный цвет. Соответствует ли это вашему восприятию?

2. Работа с заголовком рассказа

Рассказ писатель назвал «Тоска». Действительно, уже от названия рассказа веет печалью, грустью и т.д.

Что такое тоска, чем отличается это чувство от грусти, печали, скорби?

Определение лексического значения слов по словарю Ожегова СЛАЙД№7

Тоска - 1.Душевная тревога, уныние. 2.Скука, а так же (разг.) что-то очень скучное, неинтересное.

Грусть - Чувство печали, уныния

Печаль - 1.Чувство грусти, скорби, состояние душевной горечи. 2.То же, что и забота (устар. и прост.)

Скорбь - Крайняя печаль, горесть, страдание

Подумайте, почему А.П. Чехов выбрал именно это слово для названия своего рассказа?

3. Актуализация знаний

Аналитическая работа с рассказом (приём «погружения в текст»)

Беседа

1. Какие чувства вызывает рассказ?

2. Как вы понимаете значение слова повем в эпиграфе? Подберите к нему синонимы (поведаю, расскажу )

На что настраивает эпиграф?

Эпиграф, предваряющий рассказ, вводит читателя в атмосферу глобальной тоски, космического одиночества. Уже по эпиграфу можно догадаться, что героем будет одинокий, несчастный человек, которому некому поведать свое горе. Одиночество человека в мире людей, безразличие окружающих друг к другу. Что может быть страшнее? В вопросе эпиграфа звучит безысходность.

3. Чем интересно начало рассказа? С каким видом искусства оно ассоциируется? Какое настроение создается таким началом?

Если бы вы решили снять фильм по рассказу «Тоска» вы бы его сделали цветным или черно-белым? Свою позицию обоснуйте.

Первый абзац рассказа напоминает киносценарий. Рассказ начинается с назывного предложения, а следующие за ним несколько фраз также лаконичными штрихами рисуют картину, словно бы первые кадры фильма:

«Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевелится».

4. В каком времени ведется повествование? Как вы думаете, почему?

Весь рассказ написан в настоящем времени, что совершенно необычно для эпического произведения. Чехов создает тем самым острый эффект присутствия, вовлекая читателя в происходящее.

5. Что же главное в этом рассказе?

Главное в нем - внутреннее состояние героя, его ТОСКА.

Работа с отрывком ( блок-схема) СЛАЙД №8

«Тоска громадная, не знающая границ . Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила , но тем не менее ее не видно . Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем…»

Какое слово является ключевым в этом отрывке?

Ключевым словом этого отрывка является «тоска», которое используется в словосочетаниях- эпитетах («тоска громадная, не знающая границ»), олицетворении («тоска распирает грудь»), гиперболе («тоска весь свет залила») и передаёт состояние героя.

6. Что же вызвало эту тоску, и отчего она так огромна? СЛАЙД №9

    Смерть сына Ионы.

    Одиночество героя в мире глухих к чужому горю людей.

Групповая работа с текстом СЛАЙД №10, 11

Выбрать из текста следующий материал:

Кому пытался поведать Иона о своем горе?

Как он это делал?

Какова была реакция слушателей?

Кому рассказывал Иона о горе?

Как он это делал?

Реакция слушателей

Военный

Оглядывается на седока и шевелит губами…Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья … кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит: «А у меня, барин, тово… сын на этой неделе помер»

Гм… Отчего же он умер?

…закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать .

3 молодых людей

Он слышит обращенную к нему ругань, видит людей и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди. Оглядывается и бормочет:«А у меня на этой неделе…тово…сын помер!»

Все помрем… переводят разговор, оскорбляют Иону. Горбач легко вздыхает , заявляя, что они приехали.

Толпы

Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдётся ли из этих тысяч людей хоть один , который выслушал бы его.

Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски…

Дворник с кульком

Решает заговорить

Чего же стал здесь? Проезжай!

Молодой извозчик

«А у меня, брат, сын помер…»

Молодой укрылся с головой и уже спит .

Лошадь

Так-то, брат, кобылочка …Нету Кузьмы Ионыча…Приказал долго жить…Взял и помер зря…Таперя, скажем, у тебя жеребёночек, и ты этому жеребёночку родная мать… И вдруг, скажем этот жеребёночек приказал долго жить… Ведь жалко ?

Иона увлекается и рассказывает ей всё…

Лошадёнка жуёт, слушает и дышит на руки своего хозяина…

Система образов СЛАЙД №11

Как при помощи системы образов Чехов показывет равнодушие окружающего мира к горю Ионы?

Интересно выстроена система образов: от отдельного человека – через группу лиц – к собирательному образу: военный – трое молодых людей – толпа .

Что их объединяет?

Безразличие, безликость. Среди толпы, среди тысяч людей – ни одного милосердного.

Таким образом Чехов поднимает проблему оскудения нравственного мира человека

7. Почему Ионе так необходимо рассказать кому-то о смерти сына со всеми подробностями?

Выберите из отрывка глаголы говорения. Какую роль играют эти повторяющиеся слова?

А Ионе «хочется говорить», «путём не говорил», «нужно поговорить», «надо рассказать», «нужн о описать» «нужно поговорить».

Повторяющиеся слова передают состояние души Ионы: он страдает от невозможности кому –нибудь рассказать свое горе. Поэтому ключевое слово здесь «говорить» и его всевозможные формы.

8. Почему люди не слышат Иону? Как их это характеризует?
(бездушные люди, не умеющие сочувствовать, сопереживать чужому горю.)

Лексическая работа (блок-схема ) СЛАЙД №12 (обращение к тесту Люшера цвет: серый, красный)

Работа по группам

Составьте ряды синонимов (1-й вариант)и антонимов (2-й вариант), характеризующих равнодушие жителей города: (обратить внимание на приставки без- и со-)

    равнодушие, черствость, безразличие, бессердечие, безучастность;

    сострадание, сочувствие, сопереживание, милосердие, участие, доброта, отзывчивость

9. Могли ли такие люди увидеть «тоску Ионы - громадную, не знающую границ, которая весь свет залила»?

Лингвистический и психологический парадокс (явление, кажущееся невероятным и неожиданным) («тоска огромная» - «тем не менее её не видно») необходимы писателю для изображения бездуховности людей, их равнодушия к окружающим. Этот приём – средство раскрытия проблемы произведения.

10. Почему герою так тяжело справляться со своей болью?

Он совсем один, людям не до него и не до его переживаний. Иона лишен того человеческого участия, которое помогает людям продолжать жить, несмотря на тяжесть перенесенных потерь, несмотря на непоправимость трагедии. Его же тоска безысходна, ей никак не излиться.

11. Кому же поведал печаль свою Иона? Действительно ли это общение с другим существом, или разговор с самим собой?

Почему в речи Ионы так много многоточий, какова их роль?

В финале рассказа Иона наконец находит собеседника - лошадь. Это, действительно, собеседник: Иона говорит так, чтобы лошади было понятно: «Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать… И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить… Ведь жалко?» И лошадь, пишет Чехов, «слушает» Иону и «дышит на руки своего хозяина». Это то живое сочувственное дыхание, которого ему так недоставало.

В речи Ионы многоточия передают накопившуюся боль, которая, возможно, начнёт постепенно отпускать героя.

Вывод

Почему после прочтения рассказа остаётся такое тяжёлое впечатление?

После чтения рассказа остаётся тяжёлое впечатление. Среди мира людей не нашлось ни одного человека, готового выслушать Иону. Мир людей чёрств, бездушен, нравственно уродлив. Искренность и чистоту сохранили лишь животные.

СЛАЙД № 13 Философско-психологические проблемы, затронутые в рассказе, актуальны и сейчас:

    Человек одинок среди людей;

    Оскудение нравственного мира человека;

    В мире должна найтись хоть одна живая душа, способная сочувствовать, сопереживать.

СЛАЙД №14 Чехов - врач. И герои для него - те же больные. Он борется с болезнью - во имя больного. «Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, посмотрите, как вы плохо и скучно живете. Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь», - говорил Чехов.

Обращение к проблемному вопросу СЛАЙД №16

Работа по группам

В течение нескольких минут подготовьте ответ на свой вопрос.

    Кто виноват в том, что в мире, полном людей, человек одинок?

    Что надо делать, чтобы мир стал лучше, добрее? (сочинение – миниатюра 4-5 предложений)

    Что бы я сказал в утешение герою рассказа?

    Составьте синквейн к слову «тоска», используя материалы рассказа Чехова.

начало рассказа: снег, сумерки, зажжённые фонари. Каждый предмет, живое существо опутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом.На душе становится сумрачно, холодно и одиноко.1.При помощи пейзажа передаётся внутреннее психологическое состояние человека.Ионе тоскливо, плохо.Достаточно нескольких предложений, чтобы понять атмосферу бездушия, окружающую главного героя. .На землю мягким ковром ложатся сумерки, кружится мокрый, крупный снег, который “пластом ложится на крыши, плечи, спины, шапки”. Это не просто сумерки и снег, это образ, символ какой-то безысходности, пустоты и равнодушия. Ощущаешь, как мал и ничтожен человек в этом бездушном пространстве. И Иона Потапов один в этой пустоте, где ему не с кем словом перемолвиться. Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В маленьком рассказе он передал большое количество информации. 2."ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ способствовала сокращению объема. Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное,писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали,и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Например, он называет лошадь лошаденкой.Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как её хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы. 3.Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты,а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. 4.И Чехов нигде не позволяет себе морализировать-он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передаетвсе, что хотел бы сказать.5.Эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска. Эпитеты вызывают у читателя не очень светлые, не очень радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.6. Метафоры: распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу.Метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.7.Градация: вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.Повтор: сын помер - от чего?… поезжай; сын помер - все помрем, погоняй; сын помер - ….Эти приёмы усиливают выразительность и глубину высказывания.Использованные в тексте языковые средства не случайны, они помогают раскрыть тему произведения, выразить авторскую идею. В небольшом по объему произведении с помощью различных художественных приемов Чехов раскрывает большую беду в жизни человека.